Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Белые города Тимана

Белые города Тимана

Виктор Маслов  

Тиманский кряж – всхолмленная возвышенность к западу от реки Печора и к югу от Чешской губы Баренцева моря. Архангельская область, Ненецкий автономный округ. Удален от городов и железных дорог. Попасть туда можно только по воздуху или по воде: многие мечтали, но мало кто там был. Больше про Тиман я почти не знал. Слабая населенность тех мест манила отличной рыбалкой, но все прочитанные описания маршрутов отпугивали невероятно трудными волоками вверх по течению, пешими переходами по тундре в полной выкладке и сложностями с заброской. Однако у нас в 2015 г все вышло иначе.   

54-тиман1.jpg

Классический путь туриста на Тиман это поезд, машина, пассажирский кораблик, моторка, опять машина и снова моторка, после чего сто пятьдесят километров вверх по течению и километров тридцать с гаком пешком по тундре. Нас было четверо, и по результатам здравых размышлений вердикт был "не потянем". Поэтому пришлось придумать "план Б": поезд, два самолета и моторка. На первый взгляд все не очень сложно и реализуемо. Однако дьявол скрывался в деталях. Полет на Ан-2 предполагал всего лишь 10 кг личных вещей плюс исключал возможность привезти с собой газ, да и сам билет на самолет продавался только в день отлета и только в порядке живой очереди. Сверхнормативное снаряжение можно было отправить морем, еду купить в прибрежном поселке, с газом мы договорились, а билеты... билеты нам продали заранее. Это же Север. Тут можно звонить незнакомым людям, рассказывать о себе, своих целях и просить о помощи. И нам помогли. Вернее, неоднократно помогали. Весь поход строился на телефонных договоренностях с совершенно незнакомыми нам людьми.  

Еще один сложный момент – погода. И вот с погодой нам повезло невероятно. Путь туда и путь обратно предполагал перемещение на моторной лодке по акватории Чешской губы. Ветер с моря сильнее пяти метров в секунду уже много. Да и выйти можно только два раза в сутки с приливом. И если ожидание погоды по пути туда просто сокращает активное походное время, то проблемы с погодой по пути обратно предполагают опоздание на самолеты-поезда и, как следствие, не выход на работу, что уже совсем не лезет ни в какие ворота. Но звезды сошлись, карты сложились, повезло, подфартило. Мы заказали мизер втемную и сыграли его.  

54-тиман2.jpg

Однако обо всем по порядку. Восемнадцатого августа в половине девятого вечера наши ноги ступили на берег реки, берущей начало на Тиманском нагорье. Солнце садилось, отлив набирал силу. Вода в реке была не то чтобы мутной, это была скорее жидкая серая глина, нежели вода. На наших глазах движение вверх сменилось покоем, а затем река потекла в привычном направлении, однако чище от этого не стала. Нам предстояло подняться порядка шестидесяти километров вверх, далее налегке, без лодок, прогуляться по достопримечательностям и вернуться тем же путем в точку старта. Река, по которой мы поднимались, имеет изрядный наклон русла, поэтому ее приливная зона всего-то километров пять. Миновав их, мы попрощались с вездесущей серой глиной и мутной водой. Неудачу первого дня (ну, а какая рыбалка может быть в такой грязи) мы рассчитывали компенсировать во второй. Однако даже наличие прозрачной воды, глубины и даже мест с обратным течением не сделали наши попытки продуктивней. К вечернему столу совместными усилиями удалось поймать пяток хариусов, но их размер столь мал, что воспоминание о том улове заставляет меня краснеть и сейчас. Говоря о рыбалке в тех краях, нельзя не упомянуть о наших снастях. Само собой, готовясь к походу, мы рассчитывали и на рыбалку.  

54-тиман3.jpg

Однако данные, как всегда, были самые разнообразные и совершенно неточные. В реках, стекающих с Тиманского кряжа в Чешскую губу Баренцева моря, кроме вездесущего хариуса и щуки также встречается арктический голец, кумжа, камбала (в низовьях), горбуша (которая с пятидесятых годов успешно прижилась в здешних водах) и семга. Наличие последней делает рыбалку "своеобразной" с точки зрения закона. Официальная рыбалка невозможна без лицензии. Лицензии не продаются. В результате все местное население, и туристы с ними заодно, попадают в щекотливое положение. И не важно, что местные ловят сетями, перегораживая реку в семь рядов, а туристы приезжают со спиннингами. Владельцы рыболовных баз вроде бы решают этот вопрос, но подробности покрыты мраком. Как часто бывает в нашем государстве: запретить запрещают, а дальше уже ответственность другого чиновника.  

Так вот о снастях. С каждым новым походом во мне зреет (вернее, уже дозрела) уверенность в "тщетности бытия" – точнее, в тщетности попыток угадать со снастями. Что бы ты ни брал, но 2/3 окажется ненужным балластом, а большая часть наиболее подходящих приманок не доживет до того момента, когда станет понятно: как и кого ловить. В результате парой-тройкой блесен, которые "попали в тему" приходится ловить весь поход и молить небеса о сохранности уловистых приманок. В фаворе блесны, так как использовать джиги на камнях -удовольствие ниже среднего, снимать с многокрючкового воблера бьющегося хариуса весьма травмоопасно, а крупной щуки (и как следствие крупновоблеров вкупе с джерками) в виду малого размера реки не ожидалось. Конечно, те края просто рай для нахлыстовика, но меня боженька сим талантом не наградил. 

54-тиман4.jpg
 

Снасти было решено отправлять двумя частями. Основной запас (не более килограмма на человека) оправили морем. А минимальный "набор выживания" взяли с собой в самолет. Дежурную коробочку отправлял практически не глядя. Там были мепсы 1-4 номеров.  

Преимущественно аглии с малым содержанием кометов и лонгов, пяток утяжеленных версий, золотистая "Моска №3" лонг и серебристая китайская подделка под "Блюфокс". Вторую половину массы дежурной коробки составляли колебалки весом от трех граммов до унции. Положа руку на сердце, их следовало бы оставить дома. Уже года три они катаются со мной по стране без всякой пользы. Забегая вперед скажу, что в этот раз толку от колебалок было особенно мало. В качестве аварийного запаса просто полдюжины вертушек в мягком кошельке. Из всего этого разнообразия рабочими лошадками оказались обычные четверки, а палочками-выручалочками стали две блесны с мухами на тройнике. Спиннинг был в этот раз с тестом до унции, двухтысячная катушка и плетеный шнур на "десять лбов". Вместо отдельной шпули с монолеской взял пару метров флюорокарбона на поводки. Вот и вся недолга.  

54-тиман5.jpg

На третий день река поменяла свой характер: стали появляться плесы с медленно текущей водой, ямы перестали просматриваться до дна. С этого момента дела наши пошли в гору. Нельзя сказать, что рыба ловилась дуром, но размер вырос и время выполнения пищевой нормы сократилось. Раскладка продуктов, уже традиционно, предполагала активное добывание рыбы на маршруте.  

Подъем вверх показал себя как самый эффективный способ знакомства с рекой. Когда катишь по течению, интересные места нет-нет да пролетают незамеченными или необловленными. Да и рыба имеет больше шансов тебя заметить. Поднимаясь, знакомишься с рекой максимально вдумчиво. Иногда случались и курьезы. Уперлись в один "переспективный" перекат с ямой и облавливали его около сорока минут (неслыханная трата времени на одной точке). Поймав с величайшим трудом парочку средних хариусов, тут же ими несытно и отобедали, а отойдя от обеденной точки за поворот, попали на такую яму, на которой сразу был пойман и ужин, и впрок (в фольгу на перекус), и посвяти мы ей лишние 5 минут, пришлось бы рыбу отпускать. 

54-тиман6.jpg

После обеда четвертого дня прошли несколько плесов, отличающихся шириной и малой глубиной. На них вспугивали стайки горбуши, выгнутые спины которых резали воду, как акульи плавники. Попадалась горбуша и на спиннинг. Однако трофеем она была незавидным. Внешний вид неказистый, на морде и брюхе синюшные (как будто трупные) пятна, бывало, что и мелкие плавнички отсутствовали уже, отгнивали. Сопротивляется слабо. С голодухи пожарили ее один раз противно есть. Встречалась и камбала. Убегала из-под самых ног. Материализовывалась из ниоткуда и уплывала в никуда. Нет слов, чтобы описать ее "адаптивный камуфляж". Какова камбала на вкус, узнать не посчастливилось. Около устьев рек ловилась щука. Возможно, мне повезло, но именно тиманская щука показалась мне самой резкой. В Якутии щука крупнее четырех килограммов с первого раза не подводилась в зону видимости и по этому параметру она калибровалась очень четко. А тут трехкилограммовую можно принять за монстра. 

54-тиман7.jpg

В рамках водной части проходило негласное соревнование-тестирование туристических судов. Командир и завхоз шли на традиционной каркасной байдарке “Таймень-2”. Ее слабые и сильные стороны известны, а вот о байдарке “Шука”, капитаном которой мне посчастливилось стать, споры не затихают и поныне. До похода “Щуку” видел лишь в Интернете и отзывы о ней были большей частью не лестные: медленная, маловместительная, не держит курс и прочее. В реальности все оказалось иначе. “Щука” оказалась идеальной лодкой для северов. Не уступая “Тайменю” в скорости и управляемости, она превосходила его в удобстве. За счет полностью надувной конструкции прекрасно справлялась с каменистыми мелководьями, а главное позволяла комфортно и безопасно ловить рыбу прямо с борта. Причем можно даже свешивать с борта ноги и принимать крупную рыбу, совершенно не беспокоясь об устойчивости лодки. 

54-тиман8.jpg

Вторая часть нашего путешествия пешая. Двадцать пятого августа вышли налегке. Байдарки, лишнее, тяжелое и запасное спрятали в лесу и двинули по старой вездеходной дороге к белым городам. Моросило. Белые города причудливой формы останцы из песчаника, встречающиеся по берегам Белой реки наша основная цель. Старинные замки, инопланетные корабли, сказочные персонажи, а между ними, белый как снег, кварцевый песок. Встречаются и окаменелые останки морских обитателей моря девонского периода. Потенциально эти места интереснее и плато Мань-пупунер, и Ленских столбов, но пока горькая чаша всероссийской популярности миновала эти места стороной. 

Тундра Тимана ласкова к пешеходам. Дороги, 50 лет назад отмеченные на картах, присутствуют. Заболоченность слабая, в основном под ногами глина и камень шагай да шагай. По пути повстречали оленевода. Представился Иваном. В нарты запряжен японский квадроцикл. Местная оленеводческая бригада всего 7 человек, а оленей у них шесть тысяч. Половина своих, половина колхозных. 

54-тиман9.jpg

Верховья реки Белой тонкая полоска воды, вьющаяся по широкому вымощенному булыжниками ложу. Не сразу, но нашелся приглубый плесик меж двух перекатов. Размером пять на двадцать метров возле каменного пляжа с половину футбольного поля. Половину того пляжа честно прополз попластунски. Первые забросы из положения лежа. То сверху заползу, то сбоку, круги от играющей рыбы вижу, а поклевок нет! Перестал прятаться, подошел и рассмотрел детально. Плавает передо мной десяток полновесных хариусов да парочка гольцов и полностью игнорируют приманки. Но решил-таки задачу. Выручила блесенка с мухой на тройнике ее нужно было закинуть в струю от верхнего переката таким образом, чтоб приманку стащило в ближайшее улово размером всего пятьдесят на семьдесят сантиметров. И только одна блесна из коробки и только один вариант проводки, и… даже прятаться не нужно. 

54-тиман91.jpg

Жемчужина Тимана белый город на Кечвоже (приток Белой). Парк останцев размером с наше Княгинино. Вода и ветер за миллионы лет выточили из вершины пологой горы группу средневековых замков, а на южном склоне десяток полновесных городских кварталов. С главными улицами, улицами поменьше, переулками и тупиками. Дороги вымощены белоснежным, с фиолетовым отливом, песком. В укромных уголках “разбиты” маленькие садики. В некоторых растет морошка, в других брусника, в третьих черника. На крупных площадях, как и положено, стоят солидные статуи. 

После Кечвожа ушли по Белой вниз. Последняя точка на карте устье Каменной Виски. Там самые высокие и многоярусные города. Рыбалка в пешем походе чуть иная. Это скорее любование рекой, нежели рыбалка. И только два раза в день на обед и на вечерний привал можно расчехлять инструменты. Шли то по самому урезу воды, то поднимаясь на самую верхушку речной долины… Приняв пару притоков, река обрела некоторую солидность. В одном месте перекаты представляли собой каскад окатанных плит, завершающихся бассейном, над которым устроен балкон. С этого балкона и ловили себе обед. Обратная дорога всегда короче, и уже первого сентября мы приводили в порядок байдарки. Предстоял сплав до моря и возвращение домой. 

54-тиман93.jpg

Отплыли второго числа не слишком рано в начале двенадцатого. За время нашего отсутствия береговой лес преобразился. Пришла осень, и зеленое стало золотым. Погода, испытав нас и обложными дождями, и “жарой в 12 градусов”, выдала нам премию в виде пары дней голубого неба, дабы мы могли насладиться осенними северными красками при максимально выгодном освещении. Сплав вниз для нашего “Тайменя” оказался еще более трудным, нежели подъем. Начались мелкие поломки и пробития шкуры о камни. Клеился командир каждый вечер. 

54-тиман94.jpg

Рыбалка на обратном пути была ожидаемо простая в виду сформировавшегося понимания и ожидаемо сложная в виду отсутствия нужных приманок. По сути нужно было бы иметь два десятка обычных мепсов четвертого номера (половина с мухами на тройнике) и 3-4 мелкие тяжелые блесенки, опять же с мухами и все. Я же задался целью привезти своих удачливых ветеранов в город для ремонта и полировки, поэтому изобретал велосипед – ловил на совершенно неактуальное вертухло и особенно колебло. Откровенно говоря, жаловаться грех, ибо рыба ловилась. Да сложнее, но результат был. 

54-тиман92.jpg

Ожидая задержавшийся из-за непогоды кукурузник, прокручивал в голове впечатления. Суровый край. Неприветливый климат и величественная красота природы. И люди! Возможно, особая ментальность севера связана с тем, что сюда испокон веков не дотягивалась ни власть, ни закон, ни модные тенденции. Сейчас иначе. Очень остро ощущается несправедливость. Особенно режет глаз самодурство чиновников. К примеру, оленеводов обязали получать разрешение на оружие обычным (не упрощенным) образом. Люди должны бросать дела в тундре, летать в город не по разу, получать справки, проходить комиссии, ждать разрешения... Пошла перелетная птица – снова в город, местного чиновника держать не выгодно. Хочешь ловить рыбу нужно опять в райцентр, чтобы участвовать в аукционе и выкупать лицензии на десятки тонн. Про иные лицензии, на меньшие обьемы, никто даже не в курсе. А вот деньги на вертолеты для рейдов различных инспекций есть всегда. 

Вот так и живет наш Север. 


54-тиман95.jpg