Главная > Статьи > Байкал. Дневник пилигримов

Байкал. Дневник пилигримов

Окончание.

Владимир Феднов

Многочисленные вездесущие пернатые, и морские и лесные, перепевая друг друга, радовались наступившему погожему утру. Жизнь, пробуждаясь, вовсю кипела вокруг. Небо было безоблачным и ясным – чистейший ультрамарин. Солнце пригревало. Позавтракав и собравшись, к девяти утра мы были готовы продолжить свой маршрут.

Сегодня нам предстояло одолеть мыс Толстый. И, судя по названию и карте, он нисколько не уступал Сытому, скорее наоборот. Мобилизуя все внутренние силы, гоня волнение и страх, я последовал за своим товарищем по тропе. Едва ли не сразу же: и тут, и там вдоль тропы начали попадаться грибы. Молодые и крепкие белые. Фото 1

Как же мы вчера не смогли их обнаружить? Я не удержался, взял с собой один. Тропа проходила по прибрежному березовому пролеску на высоте метров пяти над уровнем Озера. Многие из стволов деревьев были подобугленными у основания – свидетельства еще недавно разыгрывающихся здесь трагических событий. Следует также отметить, что в подобных местах очень вероятна встреча с многочисленными клещами. Но, видимо, не в это время года – нас они не беспокоили.

Каково же было радостное удивление, когда минут через десять хода мы обнаружили первый указатель Большой Байкальской Тропы – ББТ. Фото 2.

А заодно с ним и молодую пару иностранных коллег-туристов с серьезной фототехникой. Безуспешно пытаясь выяснить у них направление Тропы, жестами и на ломаном английском пожелав им хорошего дня, мы вышли наконец на Большую Байкальскую. Здесь она делилась на два пути: один уходил вверх по пади Емельяниха; второй, соединившись с нашей тропкой, продолжился вдоль берега.

Мы решили полюбоваться высотными видами Байкала, выбрав первый вариант. В сравнении с теми “козьими”, которые вели нас эти два дня, Тропа напоминала собой шестиполосный проспект. Двигаться по ней было гораздо комфортнее и безопаснее. Но, правда, и люднее. Мы относительно быстро взошли на вершину склона, с которого начинался мыс Толстый, и откуда открывались запоминающиеся пейзажи с великолепным многообразием красок. Фото 3.

Мне сразу вспомнилась та картинка из детства, на одноименном напитке. Особенно поразил цвет Байкала – ближе к берегу он становился завораживающе изумрудным. Поистине природа – самый гениальный живописец! Без малейших сомнений, это стоило того – тех затрат и усилий, чтобы приехать и прийти сюда. Далее ББТ серпантином петляла на протяжении почти всего мыса, покрытого преимущественно сосняком, то опускаясь в распадках, то снова поднимаясь по склонам. Очень насыщенно пахло пряной хвоей, пригреваемой палящим солнцем. Я, кстати, благодаря такому ингаляционному эффекту уже на второй день избавился от насморка и кашля, привезенных с собой. Очень впечатлила и сама Тропа, культурно оборудованная, где это необходимо, всевозможными мостками, перильцами, ступеньками и огороженными смотровыми площадками со скамейками для отдыха. Это действительно грандиозный проект, необходимый не только для популяризации туризма, но и правильного, бережного отношения к природе.

Уже к знойному полудню мы вышли на берег, где располагалась очередная оборудованная стоянка, и где основательным лагерем, похоже не первый день, стояла небольшая компания. Поднявшись немного по заросшему склону, остановились на привал в районе пади Смородовой, на следующей подготовленной стоянке возле мостка через ручей. Далее Тропа круто уходила вверх, где мы, взойдя на высоту почти ста метров, с осторожностью преодолели каменистую осыпь и скальный прижим, отмеченный предупреждающими табличками “Опасный участок”. Дей-ствительно, чтобы разойтись здесь с группой китайских туристов, пришлось сильно прижиматься к скале. Запомнились и причудливые лимонно-зеленые растения, на которые невозможно было не обратить внимания – каменные розы, или молодило. Фото 4

Здесь ими был усыпан весь склон. Вскоре, к нашему облегчению, Тропа спускалась и проходила по берегу Озера. И уже к двум часам дня, порядком утомившись и перегревшись, обогнув небольшой каменистый выступ, мы решили сделать основательный привал у массивного плавняка. Фото 5.

Разложив на нем на просушку вещи, первым делом освежились бодрящей байкальской водой. Немного осмотрелись: со стороны Тропы наше место огораживал как раз этот выступ, по которому она и поднималась с берега наверх; со стороны Котов – довольно продолжительная и живописная коса, немного вдающаяся в Байкал. Тут же – склонившаяся раскидистая береза, из-под которой в Озеро выбегал очередной ручей. Немного поодаль мы обнаружили импровизированную лестницу, ведущую на “второй ярус” – обрывистый берег, где заканчивалась Средняя падь. Поднявшись, сразу нашли обустроенную стоянку с добротным столом и лавками. Тропа, спустившись с утеса, уходила дальше вдоль берега. А сразу за стоянкой, через небольшой луг, начиналась березовая роща, поднимающаяся вверх по пади. На всякий случай проверили показания навигатора: нами было пройдено 5,5 км – чуть больше, чем накануне. Таким образом до Котов оставалось около 10 км и два дня в запасе, не считая сегодняшнего. Посовещавшись, мы окончательно решили сократить маршрут до Больших Котов, выдерживая такой темп и устраивая продолжительные стоянки, – одним словом, отдыхая. А это означало, что остаток сегодняшнего дня мы проведем здесь – в Средней пади (точка № 4).

Несмотря на приличное количество оставшегося до заката времени, без дела сидеть не приходилось. Установив палатку и разложив вещи, самое время было и пообедать. Тут я вспомнил про припасенный белый гриб, приготовив на портативной газовой горелке ароматное вкусное варево из него и сублимированного супа. Фото 6.

Чуть позже, по чистой случайности, нам удалось поймать сигналы сотовой связи. Это было очень вовремя, поскольку близкие уже успели соскучиться и даже поволноваться. Встретили на Тропе и волонтеров – молодых ребят с лопатами, пилами, еще каким-то инструментом, устанавливающих вдоль нее информационные таблички. Все это время я не упускал случая поснимать – сегодня камера отрабатывала и за вчерашний день. Наконец, уже ближе к вечеру, у меня появилась возможность для еще одного любимого дела – я расчехлил спиннинг. А способствовала этому некая оживленность в прибрежной полосе Байкала, которую мы наблюдали впервые: и тут, и там на поверхности расходились круги, а иногда и вовсе выпрыгивала какая-то мелкая рыбешка, отблескивая на солнце. Тут же были начеку и большие черные бакланы, грациозно нырявшие за рыбой. Стрелы бакланов были хорошо видны, а вот рыба, несмотря на поразительную прозрачность воды, – нет. Еще на этапе подготовки к этому походу я не забывал про тему рыбалки. Но вся та скудная информация, которую удавалось найти, сводилась к тому, что спиннинговая рыбалка на Байкале результативнее всего в устьях более или менее крупных притоков, таких как Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, и в истоке самой Ангары. Трофеями здесь могли стать: таймень, ленок, хариус, окунь, щука, язь, налим. Только перед поездкой обязательно следует ознакомиться с периодами запрета на вылов рыбы.

На самом Озере более результативна поплавочная и, особенно, зимняя ловля. Спиннинговая же осуществляется преимущественно с лодок ввиду широкого распространения прибрежных пологих и мелководных участков. В основном в байкальских уловах спиннингистам попадались щука, окунь и хариус. Я все же приготовил небольшую коробочку, в которой разместились блесны – от “козявочек” класса ультралайт до вполне серьезных “троек”, взял и несколько воблерков от 1 до 4 г – буквально по паре штук. В плане снастей меня здорово выручил редактор нашего журнала Дмитрий Соколов, любезно предоставив свой Maximus Smuggler Travel с тестом до 14 граммов – спиннинг трэвел-концепции, наилучшим образом вписывающийся в подобное мероприятие, с учетом длительных переходов и авиаперелетов. Фото 7. Так сказать, убрал в рюкзак и забыл. В мой 70-литровый он вмещался с небольшим запасом. Для транспортировки “Контрабандиста” прекрасно подошел рулон пищевой стрейч-пленки, точнее, его полый сердечник из плотного картона. А сама пленка оказалась незаменима при упаковке рюкзаков в аэропорту.

Около двух часов я бороздил прибрежные воды всевозможными приманками – перепробовал практически все. Одну даже пришлось подарить Байкалу – 3-граммовый “Ниакис”, видимо, застрял в расщелине меж валунов, которые покрывали всю поверхность дна Озера. Но рыболовную загадку разгадать я так и не смог. Спиннинг с учетом его теста оказался излишне мощным для мелких приманок – скорее для них подошли бы “младшие” модели из той же серии. Жаль, не удалось проверить чувствительность инструмента, так и не испытав ни одной сибирской поклевки. Надеюсь, бакланам в тот день повезло больше. Хотя кто из нас настоящий “баклан” – это был еще вопрос…

Ну, а уже вечером, расположившись на плавняке возле воды с кружками горячего чая, мы с приятной тоской под звуки легкого прибоя созерцали багрово-голубой байкальский закат. И каждый думал о чем-то своем…

26 августа, чувствуя себя свежими и отдохнувшими, к 9 часам мы были уже на Тропе. Она шла преимущественно “нижним ярусом”, заросшим густым перелесьем, иногда выходя на сам берег. Фото 8. Благодаря отсутствию перепадов высот и более или менее прямолинейной дороге, первые пять километров мы покрыли довольно быстро – за два часа, остановившись на стоянке в Черной пади.

В очередной раз корректируя планы, решили идти до поселка. В этот день было также жарко, лишь легкий байкальский бриз немного облегчал передвижение. Вообще нам очень повезло с погодой, учитывая то, какой она бывает капризной в этих краях.

И особенно повезло с тем, что после сильного ночного дождя скалы мыса Сытого, на которых мы мытарствовали во второй день, успели уже подсохнуть. В противном случае я даже и не представляю, чем могло бы все это обернуться…

Далее, миновав развилку на базу отдыха “Приют Старателей”, располагающуюся в глубине пади, и повстречав пасущихся на обширном лугу лошадей, мы начали подъем по сосновому склону. Фото 9. Поднявшись, Тропа здесь существенно расширялась и больше напоминала грунтовую дорогу. И, уже совсем скоро начали встречаться первые строения поселка – мы вошли в Коты.

Большие Коты

Почти за четыре с половиной часа мы преодолели путь в 10,5 км. Итого от Листвянки наш маршрут протянулся на 33,5 км. По ББТ же до Котов выходило 24 км. Вот такая математика.

Пройдя мимо нескольких долголетних, но по-сибирски крепких домов, с которых начиналась центральная улица, затем и Музей байкаловедения, мы вышли к пристани – пожалуй, самому оживленному месту в поселке. Нам предстояло оперативно проработать логистику до Иркутска, поскольку изначально мы планировали добираться из Голоустного. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что единственный путь транспортного сообщения из поселка – по Байкалу на уже известном нам “Восходе”. И главное – билеты приобрести можно было только в Иркутске (на вокзале “Ракета”) или же на сайте пароходства! Был еще один вариант – договориться на месте непосредственно до отправления судна, но без гарантии. Так рисковать мы не могли. Поэтому воспользовались помощью близких, благо в Котах была связь. Билеты куплены, но только лишь на следующий день – на 18.00. Это уже неплохо. В итоге в нашем распоряжении было чуть более суток.

Теперь необходимо было решить вопрос с ночлегом. Конечно, мы в любое время могли выйти из поселка и разбить где-нибудь лагерь – это не проблема. Но нам (тут же на пристани) попалось объявление о сдаче комнат в одном из гостевых домов поселка. Позвонив и договорившись, мы сняли комнату на сутки за вполне умеренную плату. Расчет был таков, чтобы на следующий день налегке исследовать окрестности, да и сам поселок. И, честно говоря, еще хотелось принять горячий душ… ну, или хотя бы теплый.

По пути от причала до нашего нового пристанища нам всюду встречались вывески со всевозможными изображениями или упоминаниями котов. Фото 10

Даже гостевой дом, в который мы заселились, назывался то ли “Чеширский кот”, то ли “Уютный чешир”. В целом образ этого домашнего животного, которого мы, кстати, так вживую ни разу и не повстречали, являлся здесь своеобразным туристическим символом. Хотя ничего общего с названием самого поселка он не имел. Поскольку Коты (с ударением на первый слог) или “котцы” – это плетневый перебой через речку (в данном случае Котинку, протекающую через центр поселка и впадающую в Байкал) для ловли зашедшей в нее рыбы, преимущественно омуля. Но все это, конечно, было в далеком прошлом, а вот название сохранилось и по сей день.

Познакомившись с хозяевами дома, мы узнали много интересного из их жизни, в том числе на волновавшую меня тему рыбалки. С берега здесь никто не рыбачил, лишь изредка – на поплавочное удилище с пирса. Как говорил хозяин: “Забавы ради. Баловство все это”. Основную промысловую рыбу – омуля – здесь добывали преимущественно по ночам и далеко от берега, на глубине. Вообще, как я понял, время для коренных жителей, коих насчитывалось не более сотни, представляло здесь особую ценность. Оно было четко распланировано и приурочено к определенным событиям. В теплое время года все внимание было уделено туристам, как наиболее существенному доходу. А между тем: и урожаи, и хозяйство, и строительство опять-таки новых надстроек и пристроев для увеличения сдаваемой площади. Во время ледостава, по зимнику – единственной автомобильной дороге, отмеченной вешками, привозились те же стройматериалы и другие необходимые габаритные грузы. И только таким образом здесь была устроена жизнь, в которой Байкал играл наиглавнейшую роль. Точно так же, как и Енисей для жителей села Бахта из серии документальных фильмов “Счастливые люди”. И весь этот уклад постепенно уходил в прошлое. Жизнь преображалась, стараясь соответствовать требованиям нового времени – поселок с каждым годом все больше становился “дачным”, на что и посетовал хозяин. Но, может быть, это и неплохо?

А между тем вечерело. Мы давно уже заселились в уютную теплую комнатку, привели себя в порядок, с удовольствием приняв долгожданный теплый душ, и поужинали, готовясь завершить этот богатый на события и впечатления длительный день. У меня было четкое ощущение того, что от Листвянки до Котов мы путешествовали не меньше недели. Финальную точку нашего маршрута мы все же решили поставить не в Котах, а на мысе Сибирякова – нашей “путеводной звезде”, которая вела нас все это время (точка № 5).

Его очертания мы наблюдали практически каждый день. Мыс находился на расстоянии чуть более 2 км от Котов в направлении Большого Голоустного. Утром, миновав базу отдыха “Маяк” с собственным причалом, находящуюся в конце поселка, мы снова были на Тропе. Погода по-прежнему радовала. И идти налегке было гораздо бодрее, даже несмотря на подъемы и спуски, а также некоторые “неуютные” участки с небольшими прижимами. Фото 11.

Поэтому путь до мыса мы преодолели достаточно быстро. Тропа здесь спускалась и проходила по галечному берегу с многочисленными валунами и глыбами. И, найдя более или менее удобное место, мы все-таки сделали это, поставив жирную точку в нашем путешествии по Байкалу – полноценно искупались в нем, что называется, с головой. Описывать свои ощущения не вижу смысла, добавлю лишь, что лучше это испытать. Главное, выполнять эту процедуру следует осторожно и не торопясь, чтобы не навредить своему здоровью. И тогда Байкал ответит сторицей, на весь день зарядив бодростью и свежестью. Чуть позже, расположившись на теплых камнях, отогреваясь, мы обозревали пройденный нами путь – скалистые утесы Сытого и Толстого, распадки и пади Среднюю и Черную.

В Коты мы вернулись к обеду. В поселке было многолюднее, нежели утром – преимущественно за счет туристов и отдыхающих. Миновав единственный магазин, затем останки рыболовецкого судна, когдато гордо бороздившего суровые байкальские воды, перейдя мостик через Котинку, мы вышли, наконец, к главной пристани, где бок о бок швартовались катера, презентабельные и не очень. Фото 12

В наших планах было посетить Музей байкаловедения, расположившийся недалеко от причала. Кстати говоря, один из самых старейших в России. В экспозиции музея, с которой мы с удовольствием ознакомились, былапредставлена богатейшая коллекция представителей флоры и фауны Байкала, многие из которых эндемичны, то есть живут только в Озере. Одних только омулей здесь было несколько разновидностей.

Кульминацией же нашего знакомства с Котами стало нелегкое 30-минутное восхождение по крутому склону утеса Гребешок, расположившегося почти в центре поселка, и на вершине которого находилась оборудованная смотровая площадка в виде беседки. Как ее только здесь соорудили? Но это сделать определенно стоило. Отсюда открывались совершенно потрясающие виды на неподвластные времени просторы. Фото 13

И только здесь, глядя в бесконечный горизонт и вспоминая все перипетии, трудности и радости нашего путешествия, я, словно проходя обряд очищения, по-иному осознавал ценности жизни. Человек, находясь порой в непривычных и критических условиях, сталкиваясь лицом к лицу с всесильной природой, лишается всех тех поверхностных мимикрий, которые всецело порабощают его в обыденной жизни. Человек начинает становиться неотъемлемой частью этой природы. Может быть, так и было задумано изначально? Добавлю еще, что в этом переходе я “очистился” и физически, избавившись от лишних семи килограммов.

Время неумолимо приближало наш отъезд. Закончился наш байкальский маршрут. И уже на причале, ожидая прибытия нашего “воднокрылого” транспорта с символичным именем “Восход”, мы прощались. Прощались с загадочным Байкалом, с величественной тайгой, с грозными скалистыми склонами, с Сибирью. Прощались, для того чтобы через несколько лет, возможно, снова сказать: “Здравствуй!” Моя мечта сбылась – и это действительно чертовски приятно! Фото 14

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 3(63), 2017 г.