Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Бабье лето на Белоусихе

Бабье лето на Белоусихе

140-11-1-1.jpgОкончание. Начало в №№ 4(138), 5(140), 2008 г.

Двое друзей отправились за семгой на одну из скромных речушек Кольского полуострова Белоусиху. После долгих и безуспешных попыток поймать рыбу на всех своих не раз проверенных точках удача все-таки улыбнулась им.

Я маленько подзадержался в пути, поэтому когда на подходе к укромному месту услышал призывный возглас друга, то, сбросив рюкзак и приставив к березке спиннинг, схватился за фотоаппарат. Поспел вовремя и с удовольствием отщелкал несколько кадров в процессе вываживания семужины. Рыбина попалась буйная, причем опять на Droppen-Fish, и носилась по яме, как необузданная лошадь, выскакивая иногда на поверхность и взбрыкивая хвостом. Однако эти шумные маневры с давлением на психику ничуть не смутили Сергея, и вскоре укрощенная попрыгунья оказалась на берегу, где я сфотографировал ее.

Триумфатор прикинул, что в рыбине должно быть где-то 4 кг, и даже, может быть, с хвостиком. Однако с тех пор, как я завел себе импортные электронные весы, рыбацкое желание обычно расходилось с мнением "гадского динамометра", который и на этот раз безжалостно зафиксировал более скромные 3 кг 655 г. Резонно заметив, что такая точность "здесь на фиг никому не нужна" и при взвешивании крупной рыбы вполне можно обойтись отечественным пружинным безменом, где привычная и милая сердцу шкала "плюс-минус полкило" позволяет фривольно трактовать полученные данные, не то, что эта "дурацкая штуковина", которую "спрячь дома от греха подальше и не трави душу", Сергей соскреб с рыбины чешую, прилепил ее к бланку лицензии и сел писать отчет о выловленном экземпляре.

Пока мой друг возился с заполнением рыбоохранной "декларации", а потом виртуозно шкерил уже порядком подлошавшую семгу-икрянку, мне оставалось только старательно прощупывать "Секретный фарватер" в надежде выцарапать оттуда еще чего-нибудь. Однако добровольно покинуть обжитую ямку желающих не нашлось, поэтому пришлось идти на крайние меры, рискуя единственным оставшимся у меня "Жучком". Эту хитрость применяю только тогда, когда почти не сомневаюсь, что рыба есть, но стоит она, скорее всего, прямо под сливом, и блесну или не чувствует за спиной, или же просто так капризничает.

Если отправить вертяшку (вращающаяся блесна - прим. Ред.) прямо в слив, выждать несколько мгновений, чтобы она в свободном падении почти достигла дна, а затем быстро начать подмотку, то есть реальный шанс соблазнить рыбину на атаку. Однако малейшая неточность или промедление будут стоить потери блесны, которая навсегда останется под водой в расщелине между камнями.

Чтобы не маячить рядом со сливом на виду у предполагаемой рыбы и иметь возможность свободы маневра, я отошел в другой конец "Секретного фарватера" и сделал пару пристрелочных забросов для "анализа движения блесны в низвергающемся турбулентном потоке". Теперь осталось только положить вертяшку точно в цель и дать ей опуститься почти на дно. Ох уж это "почти", которое стоило мне потери некоторых любимых блесен. Ладно, чего уж тут на закрытии мелочиться, ведь начало следующего сезона ждать теперь аж 9 месяцев. Поэтому, собравшись с духом, посылаю датского "Жучка" в самое водяное пекло.

Надо же, как угадал! Долгожданный удар последовал сразу, как только завелся лепесток, и вот уже рыбина мечется у дна ямы, сверкая розовато-серебристым боком. Зову Сергея, который, выхватив из моего кармана фотоаппарат, отскакивает в сторону, чтобы запечатлеть самые волнительные моменты рыбалки.

Вежливо, не форсируя, вываживаю лосося. Кругом валуны, и семгу за хвостовой стебель тут просто так не ухватишь, а по-другому ее голыми руками на короткой леске не взять. Поэтому даю рыбине немного пошарахаться по фарватеру, а когда она, притомившись, выходит к поверхности и начинает заваливаться набок, не спеша подвожу ее к берегу и, быстро сжав "рукоятку", выхватываю трофей из воды.

Ура! Вот и я с первой лицензионной добычей на этой речке. Правда, семга потянула всего лишь на 2,5 кг, однако это ничуть не убавило радости от победы, ведь гораздо важнее те азартные обстоятельства поимки, которые надолго запомнятся во всех деталях.

Всё, друзья, отрыбачились мы на этот год. Теперь надо перекусить на "кровях" и отметить это дело. Ну а лучшего места для пикника, чем возле "Каньона", придумать трудно.

На плацдарме у "Каньона" несколько рыболовов пытались, но, видимо, тщетно, оправдать лицензии. Ловили они там, где им удобнее, - на плёсе с медленным течением. Сергей, как сторожил этих мест, критически оценивая их шансы, заметил, что осенью в солнечную штилевую погоду здесь с блеснами и "мухами" делать нечего, поскольку вся летняя рыба уже заняла преднерестовые позиции на быстрой воде, а "осёнка" (традиционное поморское название рыбы осеннего хода, которая будет нереститься только через год, и поэтому, чтобы продержаться в реке без пищи всё это время, она отъедается в море, наливаясь розовато-оранжевым жиром по самые жаберные крышки) еще не подошла - рановато.

Расположившись над "Каньоном", мы посовещались и решили не лезть со своими умными советами к тем, кто внизу, а насобирали дровишек, запалили костерок, поставили кипятить воду для чая и вальяжно приступили к трапезе с "разбором полетов". После традиционного у нас заключительного тоста "А чтобы не в последний раз!" потекли за чаем приятные ностальгические воспоминания о былых рыболовно-охотничьих вылазках славных времен нашей дальнезеленецкой молодости.

А вокруг бушевало бабье лето, и так пригрело, что даже засуетилась пропавшая было к этому времени мошкара и зазвенели еще оставшиеся в живых комары. Сергей не удержался от соблазна оставить себе еще чего-нибудь на память об этой удачной рыбалке и спустился в "Каньон" с фотоаппаратом, дабы запечатлеть ярчайшие краски северной осени на фоне зеркальной глади воды. Я тоже не устоял. Эх, красотища-то какая!

Пора, однако, собираться в дорогу, чтобы на обратном пути неспешно и с наслаждением пособирать подосиновиков в "Вишневом саду". И на завтра у нас тоже грандиозные грибо-ягодные планы, связанные с массовой заготовкой на зиму волнушек и брусники в районе Верхнесеребрянского водохранилища.

Переночуем в Туманном у друзей Колесниковых, с которыми давно уже не видались, посидим за столом, обсудим наши возможности на охотничий сезон. А сюда, на Белоусиху, мы сей год обязательно еще вернемся, но уже ближе к снегу, чтобы побродить с ружьями среди высоких кочек на болотах и по шатровым облетевшим березнякам в поисках побелевших куропаток.

Так что не прощаемся. Пока-пока!

Евгений Берестовский, г. Мурманск

Фото автора