Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Автономка на байдарках

Автономка на байдарках


Николай Линник  
Фото автора

Прошло уже лет 20, как я активно занимаюсь водным туризмом, а всякий раз слово “автономка” вызывает в моей душе взрыв необъяснимого восторга, ожидания радости и предвкушения чего-то очень приятного. И если сплав будет проходить по реке, где от точки А до точки В нет ни одного населенного пункта, а общая протяженность маршрута составляет километров 200, то это начинает дисциплинировать уже на стадии подготовки к походу.  

Автономка на байдарках

СОСТАВ ГРУППЫ 

Один из важнейших этапов подготовки путешествия. Непродуманный подбор участников похода может запросто испортить впечатления от сплава. Все, что в городе кажется просто легким капризом знакомого или ученика, в путешествии может обернуться серьезной проблемой. 

Самое распространенное, это когда случайно попавшие в коллектив люди быстро “сдуваются” и начинают доставать остальных туристов постоянными вопросами: сколько же осталось до окончания маршрута. И уже ни красота окружающей природы, ни бойкий клев рыбы не могут отвлечь их от мыслей о скорейшем завершении похода. 

Гораздо большее раздражение вызывают туристы, не желающие участвовать в общих работах по оборудованию лагеря, приготовлению пищи или “сачкующие” на веслах, при этом постоянно стонущие от комаров, плохой погоды и усталости. 

Автономка на байдарках

Уверяю вас, после прохождения дневного маршрута с перетаскиванием байдарок через завалы, коротать ночь у костра намного приятнее в компании близких по духу работящих товарищей, чем в окружении вечно чем-то недовольных бормочущих “сачков”. 

Если нет возможности взять с собой в поход только проверенных участников, надо как минимум разбавить новичков более опытными “мореходами”. Уже на стадии подготовки к походу надо распределить новичков и более опытных туристов по судам так, чтобы в каждой байдарке (или катамаране) был хотя бы один “бывалый”. Он же будет являться и капитаном судна. Это непосредственные наши помощники, через которых намного проще управлять действиями всей группы. 

Автономка на байдарках

Неплохо заранее провести с экипажами судов несколько тренировок по сборке-разборке плавсредств, при этом наблюдая, как будущие участники похода справляются с поставленной задачей. Если в каком-то экипаже проявились явные признаки несовместимости характеров, нужно провести перетасовку. Еще до начала похода очень важно приучить участников группы к мысли о том, что любое требование капитана судна должно выполняться быстро и беспрекословно. Если этого не сделать, сюрпризов на маршруте не избежать. 

ПРОДУКТОВЫЙ РАЦИОН 

Здесь, конечно, многое зависит от финансового положения участников коллектива, но грамотно просчитать все кулинарные затраты и составить меню так, чтобы выйти с маршрута “пустым”, в любом случае удается далеко не всегда. Сейчас я озвучу приблизительный список продуктов, достаточных для комфортного проживания группы из 10 человек в 9-дневном походе. 

Тушенка свиная массой 340 г с закладкой мяса 85% – 20 банок 
Тушенка говяжья массой 340 г с закладкой мяса 58% – 10 банок 
Молоко сгущеное массой 400 г – 10 банок 
Масло подсолнечное – 1,5 литра 
Макароны – 2 кг 
Гречка – 3 кг 
Рис – 2 кг 
Мука – 0,5 кг 
Сухари панировочные – 0,5 кг 
Соль крупного помола – 1 кг 
Томатная паста – 0,5 литра 
Капуста – 3 вилка 
Свекла вареная консервированная – 2 банки по 0,5 литра 
Лук репчатый – 5 кг 
Морковь – 3 кг 
Картофель – ведро (7-8 кг) 
Чеснок – 10-12 луковиц 
Хлеб ржаной – 10 буханок 
Батон – 5 шт. 
Печенье сухое – 2 кг 
Сахар – 0,8 кг 
Конфеты – 1 кг 
Набор специй 

Этих продуктов вполне хватает для того, чтобы разнообразить меню различными борщами, супами, пловом, ухой и т.д. В этом списке не учтена рыба, которую можно и нужно ловить на протяжении всего похода, но, тем не менее, на приведенной выше “диете” компания из 10 человек вполне может прожить полторы недели сплава. 

Автономка на байдарках

Отдельно на свое усмотрение каждый участник команды может брать с собой кетчупы, майонезы, чай, кофе. В походе на компанию мы предпочитаем заваривать чаи из растущих по берегам реки лекарственных трав. Оставшийся от вечернего чаепития остывший и настоявшийся за ночь травяной чай на утро разливается по бутылкам и раздается участникам сплава. 

Хлеб сразу после покупки вынимается из целлофановой упаковки и хранится в холщовых мешочках. Крупы, мука, соль, сахар пересыпаются в сухие пластиковые бутылки из-под минеральной воды, гречневая крупа перед засыпкой в бутылки прожаривается в духовке до появления характерного “гречневого” запаха. Макароны удобно хранить в 5-литровых канистрах из-под питьевой воды. Все продукты удобнее транспортировать в пластиковых бочках объемом 25-30 литров с плотно завинчивающейся крышкой. 

Отдельный вопрос – вода. Пользоваться водой из реки в наше время небезопасно. Поэтому на каждое судно мы берем 20-литровую канистру питьевой воды. Чаще всего этого количества хватает на весь поход. Но если есть возможность, запас воды мы всегда стараемся пополнить.  

ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ 

Для организации питания группы вот уже много лет я использую “Чудо-печь” конструкции Маслова. Ее наличие сильно облегчает быт туристов. Приготовить на таком агрегате 8 литров гречневой каши с тушенкой можно за 40 минут, истратив при этом несколько жменей хвороста. Печь отлично справляется с приготовлением пищи и под дождем, и в сильный ветер. Под рукой всегда полный набор посуды: три котла, сковорода, духовка, коптильня. При этом в сложенном состоянии печь отлично становится в байдарку и весит около 13 кг. 

Автономка на байдарках

Но если такой печи нет, на группу достаточно взять с собой глубокую сковороду, набор из трех овальных туристических котлов объемом 7-9-12 литров. Кроме того, в костровой сумке у меня всегда имеется рулон фольги, поварешка, костровые крючки, костровые перчатки, моющее средство типа “Фейри”, губки, миска для приготовления салатов. Чтобы не рубить деревья на каждой стоянке, хорошо иметь на группу пару костровых кольев с перекладиной или костровую решетку. На группу желательно иметь хотя бы один складной стол. Спички, в количестве не менее 10 коробков, хранятся в плотно закрытой водонепроницаемой таре и раздаются команде каждого судна. 

Также руководителю группы желательно иметь один-два работоспособных налобных фонарика, компас и карту. Удобно пользоваться GPS-навигатором, но качество карт к нему часто оставляет желать лучшего. За мою практику подобное устройство несколько раз оказывалось совершенно бесполезной игрушкой. 

А еще на группу нужно иметь хотя бы два надежных топора, двуручную пилу (или хотя бы ножовку с крупным зубом), тент размером 3х4 метра, несколько кусков целлофановой пленки и несколько отрезков пятимиллиметрового фала, каждый длиной метров по десять. 

Автономка на байдарках

Судовой ремкомплект состоит из нескольких “цыганских” иголок, запаса ниток или рыболовного плетеного шнура, резиновых заплаток, пузырька с бензином, клея, плоскогубцев, шила и отвертки. Ремкомплект хранится у завхоза группы. Обязательно наличие групповой аптечки. Ее состав довольно обычен, но я всегда беру с собой дополнительное количество пластыря, бинтов, йода и средство от ожогов типа “Пантенол”. 

ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ 

У каждого участника группы обязательно должен быть рюкзак с непромокаемой вкладкой. В качестве этой вкладки проще всего использовать большие мешки для засолки, которые можно купить в любом хозяйственном магазине. Сначала в рюкзак вставляется коврик. В свернутом виде коврик является своеобразным каркасом, в который удобно складывать весь личный “шмурдяк” (так бывалые туристы называют личные вещи). 

Обычно набор одежды для летнего похода выглядит так: сменная обувь (кроссовки + резиновые тапочки для передвижения по лагерю), комплект теплого белья, 5-6 пар простых носков, пара теплых вязаных носков, теплая вязаная шапка, несколько запасных маек, дождевик. Кроме того, в комплект личных вещей туриста входит спальник, набор личной посуды (ложка, кружка, миска), фонарик, перочинный нож. И, если это необходимо, набор лекарств, которые не входят в общую аптечку. На некоторых сплавах, особенно в начале лета, полезно иметь с собой репелленты для отпугивания комаров и мошек. 

ПЕРЕД СТАРТОМ 

За несколько дней до выхода на маршрут начальник группы обязан подать сведения об участниках группы и маршруте похода в местное отделение МЧС.

Автономка на байдарках

В случае непредвиденной ситуации эти сведения помогут соответствующим службам оказать группе экстренную помощь. Непосредственно перед отправкой начальник группы обязан проверить наличие в каждой лодке индивидуальных спасательных средств и правильность расположения груза. На маршрут лодка руководителя группы, как правило, уходит последней. Перед этим еще раз проверяется площадка, где собирались суда. Вдруг что-нибудь забыли на берегу. С неопытными туристами такое случается часто. 

НА МАРШРУТЕ 

Если поход проходит по равнинным рекам, дневной переход может составлять до нескольких десятков километров. Если маршрут сплава хорошо известен, остановку на ночлег желательно делать в наиболее удобных для этого местах. Если же сплав проходит по неизвестной реке, начинать поиск места ночевки следует не позднее 17 часов. К 18 часам группа должна быть уже на берегу. 

Пренебрежение этим правилом может привести к неприятным сюрпризам в виде ночного приготовления ужина или расстановки палаток под светом звезд. В начале своей карьеры водного туриста мне несколько раз приходилось ночевать в байдарке. Занятие, скажу я вам, не самое приятное. Чтобы не перевернуться, мы связывали по нескольку байдарок вместе и спали сидя. 

Автономка на байдарках

Ежедневный выход на маршрут следует делать строго в назначенное время. Желательно делать это как можно раньше, пока еще не так жарко. Лучше потом остановиться и переждать самые жаркие часы где-нибудь в теньке, чем грести под изнуряющим солнцем. Любая задержка на старте обернется непройденными километрами маршрута и дополнительной нервотрепкой в последние дни похода, когда все это придется наверстывать. Кроме большого обеденного перерыва, полезно делать и небольшие привалы. Особенно это актуально в первые дни похода, когда туристы еще не втянулись в походный ритм. В длительном (от семи дней) походе желательно предусмотреть две “полудневки” и одну “дневку”. Но, опять же, количество дней для отдыха напрямую зависит от того, насколько четко будет соблюдаться регламент похода в остальные дни. 

ЛАГЕРЬ 

Команда пристает к берегу, чтобы заняться обустройством лагеря. В сплоченном коллективе обязанности по оборудованию стана обычно распределяются без команды старшего. Каждый занят своим делом. Одни палатки ставят, другие костром занимаются, третьи пищу готовить начинают. 

Автономка на байдарках

В незнакомой компании приходится присматриваться друг к другу несколько дней. К исходу второго дня секретов в группе не остается. Ясно – кто филонит, а кто трудится. Тот, кто в начале сплава казался “рубахой-парнем”, часто оказывается ни на что неспособным балаболом, а неприметный молчун к концу путешествия может стать незаменимым завхозом. Задача руководителя – вовремя расставить все по местам. Иначе конфликтов в группе не избежать. 

В конце дня, назначая дежурных по лагерю, очень полезно распределить обязанности по обустройству лагеря. Это сильно дисциплинирует участников похода и облегчает жизнь руководителю. 

Для установки лагеря мы всегда стараемся выбрать высокие и хорошо продуваемые поляны, чтобы минимизировать негатив от кровососов. Проблем с заготовкой дров у реки обычно не возникает. Но чтобы не тратить на это время во время организации ночлега, дрова понемногу заготавливаются во время дневных стоянок. И транспортируются в байдарках до места назначения. 

Автономка на байдарках

Утром, пока дежурные готовят завтрак, весь лагерь собирается, а снаряжение распределяется по судам. Сразу после завтрака группа выходит на маршрут. Мокрые от утренней росы палатки и спальные мешки удобнее всего просушить на большом дневном привале. 

РЫБАЛКА 

Ни один водный поход не обходится без рыбалки. Конечно, самый удобный походный вариант – это спиннинг. Но поскольку я сам являюсь убежденным поклонником ловли белой рыбы, да и подростки особо не блещут мастерством обращения со спиннингом, с собой в поход я обязательно беру несколько оснащенных поплавочных удочек “а-ля болонка” длиной 4-5 метров и короткий (2,42,7 м) пикер. С этим набором снастей мы ни разу не оставались в походе без копченой рыбы и ухи. 

Чтобы не сбиваться с ритма движения (да и не переводить пойманную на жаре рыбу зря), рыбалкой в походе мы занимаемся во время вечерних остановок или во время дневок и полудневок, т.е. исключаем утренние рыбалки.

Автономка на байдарках

С наживками в походе проблем не возникает. Это опарыши, которые при надлежащем уходе практически без потерь выдерживают 10-дневное путешествие, земляные черви, которые добываются тут же, на берегу, пиявки и личинки насекомых: стрекоз, поденок и т.д. Местная рыба не избалована человеческим вниманием и чаще всего отсутствием аппетита не страдает. Хорошо зарекомендовали себя в походе и остатки со стола туристов. Тесто из мякиша черного хлеба является не только превосходной насадкой для ловли белой рыбы, но и прекрасным средством для отсеивания мелочи в виде уклейки или мелкой красноперки.

Если не полениться и с утра запарить в термосе стакан перловки, можно получить превосходную насадку для ловли плотвы и язя. Прикормки в походе требуется намного меньше, чем для обычных рыбалок. Обычно на 9 дней сплава нам на группу хватает 5-6 кг сухой смеси. 

Автономка на байдарках


Буду рад, если мой опыт поможет кому-либо в организации сплава по замечательным рекам Нижегородчины. Удачи!   

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 4(69), 2018 г.