Автобусный выезд на Горьковское "море"
Надо сказать, что в последние несколько лет средний размер "горьковского" окуня неизменно увеличивается, вследствие чего балансиры стали одним из наиболее востребованных типов приманок. Но, как показывает практика, рыбалка не всегда проходит так, как задумано, - в отсутствие клева иногда выручают запасные варианты, если они есть, конечно. Так что кроме балансиров я на всякий случай подготовил несколько удочек с мормышками и запасся мотылем, ведь основная цель - не разловить новые приманки, а просто поймать и получить от этого удовольствие.
Из Нижнего Новгорода выдвинулись в 5 часов утра, предварительно объехав всю верхнюю часть города и собрав участников выезда. Несмотря на длительную дорогу - а до места ловли нужно было преодолеть 160 км - желающих набралось столько, что некоторым пришлось разместиться на зимних ящиках. Как бывает в таких случаях, неудобства почти не замечались, и под шумные разговоры время в пути пролетело незаметно. В поселок Сокольское, расположенный на севере Нижегородчины, прибыли еще затемно, разгрузились и, не теряя драгоценного утреннего времени, отправились на лед.
Куда идти, я не знал, но почему-то казалось, что самый крупный и сговорчивый окунь обитает где-то в глубине "моря". Видимых ориентиров, в частности - рыбацких "базаров" на так называемых гривах, не наблюдалось, поэтому я отправился в темноту по уходящим от берега следам, решив, что внутренний голос подскажет, где остановиться.
Совсем скоро рассвело, и на горизонте замаячили фигурки первых рыболовов. Добираясь до них, пришлось несколько раз переходить через торосы - полосы прозрачного вздыбленного льда. Изрезанные трещинами льдины взгромоздились друг на друга и в отсутствие снежного покрова выглядели ненадежно. Все сомнения развеялись после пробуренной лунки - сантиметров двадцать, не меньше! Не выдержав натиска почти тридцатиградусных морозов, водохранилище окончательно встало.
Скользя по темному льду, наполненному пузырьками воздуха, я вышел на один из русловых свалов. Определить его можно было по своеобразному расположению рыболовов. Широкой полосой здесь разместились любители ловли как на мормышку, так и на "железо". Периодически, широко размахивая руками, то одни, то другие извлекали из лунок окуней достойных размеров - с ладонь и больше. Пока я забуривался и распускал снасть, один из них поймал серебристую сорогу, но все же я решил последовать плану и отдать предпочтение балансиру.
Первые лунки не принесли ничего, кроме неуверенных подбоев. Смена приманки на более мелкую на результат не повлияла: мою игру балансиром окунь игнорировал. Между тем поднялся сильный ветер, а по льду понеслась поземка. Судя по тому, что рыболовы начали разбредаться, клев прекратился, едва успев начаться. Не имея в активе ни одной рыбины, я продолжил было тактику поиска, но погода и здесь внесла свои коррективы.
Изрядно промерзнув, ничего не оставалось, как развернуть палатку и от "наступления" перейти к "обороне". В ход пошла мелкая мормышка с мотылем, которая оказалась несколько легковатой для данных условий. Сносимая течением, она все утягивала за собой леску, так что определить дно оказалось непросто.
Как только "жучок" с двумя рубиновыми личинками коснулся грунта, кивок едва заметно выпрямился, но тут же как будто бы согнулся вновь... К моему удивлению, подсечка, сделанная на всякий случай, оказалась не напрасной: в руку передались рывки подводного обитателя "моря". Как вскоре выяснилось, это был "сковородочный" окунь, клюнувший настолько осторожно, что я почувствовал его почти интуитивно.
Выжидательная тактика начала приносить плоды: оказалось, "полосатый" по-прежнему здесь, но время его завтрака закончилось. Чтобы раззадорить капризного окуня на поклевку, приходилось менять характер игры мормышкой, при этом постоянно импровизируя. Успех приносили "рваный" темп проводки с чередованием подъемов и остановок, а также протягивание мормышки течением по дну.
Окунь за прошедший год и впрямь подрос: средний размер пойманных рыб составлял около 150-200 граммов. И если "горбачами" такие экземпляры назвать было еще нельзя, то и "матросиками" язык уже не поворачивался. Учитывая, что обычно на мотыля "полосатый" ловится более мелкий, чем на вертикальные блесны и балансиры, я в очередной раз пожалел, что погода, а вернее, моя неподготовленность к ней, не позволили реализовать задуманный сценарий.
Тем временем к порывистому ветру добавился колючий снег. Шурша и скатываясь по стенкам палатки, он влился еще одним голосом в музыкальную симфонию стихии. Ближний берег водохранилища растворился в снежной завесе, и если бы ко времени возвращения погода не улучшилась, выбрать направление обратной дороги было бы проблематично.
Окунь продолжал клевать в большинстве своем невнятно и не так часто, как того хотелось. Но вот в один момент кивок резко, до упора, согнулся вниз. Размашистая подсечка - есть! Сильные рывки невидимого противника навели на мысли о полосатом трофее, и сердце застучало учащенно в ожидании развязки. Медленный подъем с глубины, возрастающее напряжение... Берш! Выдыхаю облегченно только после того, как рыбина целиком оказывается на льду. Не такая уж большая - порядка полкило, но, тем не менее, очень приятное дополнение этого дня.
Короткая декабрьская рыбалка вдали от дома незаметно подошла к концу. Отправление было намечено на 16 часов, однако, чтобы не опаздывать, я собрался на час раньше. Число рыбаков в округе к этому времени значительно поуменьшилось, но некоторые все еще оставались на льду, невзирая на погодные капризы. Возвращаясь к автобусу, интереснее всего мне было узнать, как сложилась рыбалка у остальных участников поездки.
А сложилась она очень по-разному: уловы составили от одного окуня до нескольких килограмм у тех, кто нашел "свою" рыбу. Самый активный клев был с утра и начался еще по темноте, когда окунь отзывался на вертикальные блесны и балансиры, днем лучший результат показали "безнасадка" и мормышка с мотылем. Для тонких снастей и легких приманок ветер оказался настоящим испытанием, но не для закаленных характеров рыболовов, чье желание подобрать ключик к рыбе пересилило любые неудобства.
В качестве прилова у многих выступали берши и некрупные судачки, но нашлись и те, кто отправился за ними на лед целенаправленно. Все чаще зимой при ловле окуня на Горьковском водохранилище случаются поимки этих видов рыб, в том числе необычайно активной подрастающей "колючей" мелочи. Именно поэтому успешной бывает здесь рыбалка "на тюльку", когда на определенном расстоянии друг от друга на глубине выставляются несколько удилищ с тяжелыми мормышками, "заряженными" столь желанным для полосатых хищников деликатесом. На тюльку один из участников выезда поймал полдесятка бершей, что стало приятным дополнением к его и без того весомому улову из окуней.
Резюмируя, можно сказать, что открытие зимнего сезона удалось. Во многом - благодаря коллективному духу, объединяющему людей самого разного возраста и с разными интересами. Духу, который превращает обычную рыбалку в нечто большое, чем просто способ отдохнуть от городской суеты. А что касается окуня, то хочется надеяться, что он еще не раз порадует в этом сезоне всех любителей "морской" рыбалки!
Дмитрий Куксин, г. Н. Новгород
Фото автора