Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Австралия. Рыбалка по-русски

Австралия. Рыбалка по-русски

124-маршрут-1.jpgТатьяна ияна и Сергей Соколовы

Последние восемь лет дважды в год мы с Сергеем упорно постигаем премудрости морской рыбалки в Австралии. И уже со снисходительной улыбкой вспоминаем наши первые (как нам тогда казалось – сумасшедшие) успехи. Святая наивность! Но какие же мы тогда были гордые и счастливые!

Вот и опять декабрь. Эту поездку мы ждали с особым интересом. Прошлогодние успехи на острове Данк вскружили нам голову. Завораживающая красота островов Большого Барьерного Рифа, как гигантская морковка, целый год дразнила наше воображение, а мы холили и лелеяли свою мечту. Затаив дыхание, воображали несметное количество трофеев, которые мы будем ловить, ловить, ловить… Ох, жадность человеческая! Куда приведет нас она?

Когда наш австралийский приятель Стивен (представитель фирмы SMTH в Австралии) подсунул нам ссылку на сайтик – что со мной было! Маленький остров, затерянный в Коралловом море где-то между Австралией и Папуа – Новой Гвинеей… Девственный океан, три “избушки на курьих ножках”, максимальное количество гостей – восемь человек. Яхта, рыбалка, дайвинг, снорклинг, кровати под пологом... Требуется купальник, защитный крем, кепка, а самое главное – это серфы и спиннинги – средства добычи нашего пропитания. Закон простой: что поймал, то и съел. Моя крыша, уважаемый читатель, съехала окончательно. Итак, вперед! Хочу поймать мечту за хвост!

После двух часов полета наш крохотный самолетик приземлился на островок, где был только маяк да два служителя. Из зарослей вылетела коричневая собака динго. Мы оказались мгновенно облизанными, ноги обтоптанными и поцарапанными. “Я Рой!” – высокий, статный австралиец протягивал руку. Мы уже знали, что Рой – это хозяин острова, где нам предстоит жить. Грузимся на яхту – и вперед!

Ну, и бесшабашные эти австралийцы! Газ до отказа, а сам давай разливать вино. За встречу! Хорошего вам отдыха! Пока допили вторую бутылку, пора уже было причаливать к острову. Голубая лагуна раскинулась коралловым разноцветьем. Я крепко зажмурилась. Не сон ли это? Даже в самых смелых мечтах я не смогла бы представить себе такой красоты. И никого. Мы оказались единственными гостями на острове. Хозяева острова – Рой, его жена Анна и сторожевой пес Люси. Люси – это очень важный персонаж. Одомашненная динго, со шрамами на носу от акульих зубов. Полноправный член нашей команды!

124-маршрут-2.jpgНас ожидала огромная миска свежевыловленных креветок, сваренных в морской воде, и пара бутылок вина. Что еще надо для прекрасного утра, когда за бортом +350 С, а только что перенесенные перелеты кажутся уже давно минувшими событиями? Быстро собрав серфовое удилище, пристроила его в корягу в двух метрах от нашего ложа. Золотое правило нашей семьи: в дальний поход – самые качественные надежные снасти. Серф Mammoth Ocean до 300 граммов, катушка Akita Surf 10000, шнур 0,30, стальные поводки – все австрийской фирмы BYRON. Крючки FJC c длинным цевьем и двумя зацепами. Сардину привязала к крючку эластичной ниткой. Груз 250 граммов полетел метров на 150. Едва затянулась сигареткой, а серф уже заколотило. Фрикцион запел сладострастную песню. Сейчас посмотрим, кто у нас там. Из опыта уже знаю, что при береговой ловле в коралловых рифах рыбу надо выводить жестко и быстро. Хорошие снасти позволяют это. Как только дашь слабину, рыба тут же рванет за ближайший коралл, и можно распроститься с оснасткой – при малейшем контакте с острыми рифами вашему шнуру конец. А если акула начнет бить головой – не выдерживают и стальные поводки. Да что там акула – небольшая коралловая рыбешка запросто раскусывает карабин или заводное кольцо, мы уже имели подобный печальный опыт и на Данке, и на Коста-Рике…

Полутораметровая серая рифовая акула попробовала пометаться по акватории. Не тут-то было! Смело торможу фрикцион рукой в перчатке и вываживаю рыбу всем корпусом. Или акула – или потеря снасти. Выбора нет. Метрах в пятнадцати от берега акула ринулась в атаку. Плавник с черным пятном стремительно летел на меня. Что такое? Отпрыгнув назад, с перепугу перестала крутить ручку катушки. Хвостом отталкиваясь от последних сантиметров воды, обнажив страшные зубы, акула яростно бросилась на меня. И тут коричневый зверь с глухим рычанием прыгнул на спину акулы. Господи! Это же Люси! Серо-коричневый брызгающийся комок носился по берегу! Что делать? Люси! Назад! Никой реакции. Глупая я, глупая! Собака не понимает по-русски! Английские слова вперемешку с русским матерным возымели свое действие. 124-маршрут-3.jpgЛюси истошно лаяла уже из-за моей спины. Акула, измотанная схваткой, затаилась на мелководье.

Я рывком удилища выкинула ее на берег. Что теперь? Руки дрожат, сердце колотится, а ведь акулу надо быстрее высвобождать от крючка и выпускать. С отчаянием вцепляюсь ей в голову и одним рывком смитовского плиера выдираю крюк. Все, больше я на акулу в одиночку не ходок! Как хорошо, что Сергей в это время мирно посапывал в избушке. И ни сном ни духом не ведал о происходящем, а то бы мне влетело по полной программе.

За обедом Рой растолковал мне, что акула будет атаковать до последнего. Даже когда ты ее отпускаешь, акула может развернуться и броситься на тебя. Хуже бывает, когда ночью ловишь акулу прямо под берегом, метрах в десяти-двенадцати. Ночь – время крупного хищника. Когда на донку садится акула, часто бывает, что пока ее тащишь, еще более крупная акула пытается сожрать первую. Разгорается настоящая битва! Ситуация становится непредсказуемой. Можно потерять снасть, можно вытащить жалкий кусок акульей головы, можно вытащить даже двух акул, если, конечно, хватит сил. Вот это то, что мне надо, – решила я! И пошла уговаривать Сергея на ночную рыбалку. И мне это удалось.

Ночная рыбалка

Небо в южном полушарии – это магия, затягивающая вас в сверкающую голубыми бриллиантами черную бездну. Вы можете пройтись по Млечному пути далеко-далеко, купаясь в бархате загадочных звезд. И вся  Вселенная у ваших ног. Я, мой муж Сергей Соколов и “охотник за акулами” Люси расположились на пляже. Люси строго-настрого приказано вести себя осторожно и не путаться под ногами. Для красоты и душевности разложили костер… и таинство началось.

124-маршрут-4.jpgУ меня в руках мой любимый серф от BYRON. А у Сергея Offshore Stick WRC 80Р/35 до 150 граммов от SMTH. Катушки BYRON Akita 10000 Surf и SHIMANO 10000. Шнуры 130 lb Varivas, оснащенные мощными карабинами SMITH Cross Lock Bearing Swivel 64 кг, на подшипнике с усиленной затяжкой. Стальные поводки до 40 кг BYRON. Крюки FJC с зацепами на цевье. Перед крюком грузики. Насадили сардинку – и вперед.

Пробил час! На лунной дорожке показался первый плавник. За ним второй… И тут началось. Рыбы, как ошпаренные, выпрыгивали из воды, удирая на всех парах, кто куда. Акулы носились по лагуне, бешено били хвостами, превращая прибрежную полосу в огромный кипящий котел. У нас есть шанс поймать этих бандитов, грозу прибрежных вод и стражей устьев рек. Поклевка! Рев фрикциона! Врешь, не уйдешь! Упиралась изо всех сил. Рыба встала. И тут мощнейший рывок, один, второй, и я понимаю, что это уже еще более крупная акула терзает мой трофей! У меня нет шансов, просто не хватит сил… Шнур ослаб, через несколько секунд огрызок головы небольшой акулы печально взирает на меня одним глазом.

Поклевка у Сергея! Ситуация повторяется! Неимоверными усилиями ему удается подтащить к берегу кораллового окуня и акулу, с остервенением теребящую хвост окуня. Еще немного! В стойке на хвосте акула делает кульбит и заглатывает половину окуня. Сережин трофей оказался солиднее моего. Все-таки голова и половина окуня... Еще часик мы потаскали небольших акул и окуней. Большие акулы ушли, уступив нам поле битвы. Умные твари!

Тунцы

124-маршрут-5.jpgУтром пошли на яхте к заветному местечку Роя. Тридцатишестиметровая впадина между рифами, впереди песчаная коса, скрытая двухметровым приливом. Туча чаек неслась на нас с бешеной скоростью. Это тунец гонит малька. Прыжки частые, невысокие, протяжные. Это значит, что тунец мелкий. Килограммов пять-шесть. Крупный тунец, на 20–40 килограммов, идет глубже, реже выходит на поверхность, прыжки высокие, с переворотами. А если увидите тунца 150–180 килограммов, то лучше, уважаемый читатель, проходите мимо; чтобы поднять такого тунца, надо глушить его электрошоком на глубине, как делают это японские рыбаки. Они ловят крупного тунца на тонкий металлический трос, прикрепленный к лебедке. В качестве приманки – обыкновенный крюк с сардиной. Когда рыба уже хорошо “сидит”, ее подтаскивают на три-четыре метра к борту, по тросу спускают металлическое кольцо и пропускают по нему ток. Тунец покоряется. Отвратительное зрелище. Наш тунец – весел и жизнерадостен, и ловить его одно удовольствие. Заброс спиннингом Super Strike, и уокер Zipsea Pеn, едва пробежав по воде, уже в пасти у тунца. Подсечка не нужна. Рыбина сама накрепко вцепляется в приманку. Дайте тунцу немного побегать и попрыгать, а потом быстрыми частыми подкрутками выкачивайте его на борт, если удастся. На Коста-Рике у нас это проходило, но не в Австралии. Тунец – одна из самых вкуснейших рыб. И для акулы это несомненный деликатес. Акулам ни за что не догнать стремительного тунца в его отличной форме, а ведь так хочется сладенького… Брыкающийся на поппере тунец –вожделенная добыча акул. Из восьми зацепленных нами тунцов ни один не попал к нам на стол – все сожрали акулы. А вот серебристой красавицей Queenfish брезгуют даже акулы. Прекрасная морская рыба длиной около метра, весом 9–10 килограммов, с парой ядовитых плавников. Обожает попперы Chico Boca и прогонистые воблеры Saruna. Тунцы доставались акулам, а Queenfish нам и даром не нужна. А кушать-то хочется…

Сменили тактику. На металлический поводок Сергей прицепил пилькер Nagamasa 180 граммов. Яхта в дрейфе около неглубокого рифа. Сергей начал купание пилькера. Океанское течение подхватило Nagamasa – и давай им играть. Осторожные поклевки – не трогаем. Ждем, когда рыба хорошенько заглотит приманку. Запел фрикцион, теперь можно и тащить. Катушки Akita 10 000 легко справляются с двенадцатикилограммовыми coral trout, snapper, seaperch, blue parrot fish, coral cod, red buss и множеством других рыб. Удивлению Роя не было предела, когда мы вытащили potato cod, светлого с крупными черными пятнами красавца. 124-маршрут-6.jpgРой замахал руками: “Быстрое фото и отпустить! Эту рыбу ловить запрещено! Слишком велика ее ценность! В Гонконге за нее дают до 800 долларов за килограмм!” Ох уж этот Рой! Пока мы развлекались на рифе, у него уже все скворчало, и из кастрюли доносился божественный аромат.

На другой день мы опять пришли на любимый риф Роя. Хотели наловить на обед и рванули на мелководье за лобстерами (tropical Rock Lobster). Но не тут-то было. Всю нашу добычу безжалостно пожирали акулы. Закусывали эти бандиты нашими пилькерами, воблерами, блеснами. У Сергея сел роскошный, вкуснейший coral trout: “Серега! Поднимай, поднимай быстрее! А то без обеда остаемся!” Сергей с бешеной скоростью крутил ручку катушки. Красавец coral trout показался на поверхности. Но опять! Серая тень стрелой вылетела из воды. Чамк! Чамк! И нет нашей добычи, нет пилькера, нет стального поводка! Довольная акула выразила нам “фэ!” и чинно погрузилась в синюю бездну. Ну, этого я уже стерпеть не могла. Все! Достали! Сейчас я с ней разберусь по-своему! По-русски!

Сказано – сделано! Беру смитовского монстра – спиннинг WRC Komodo Dragon до 300 граммов. Ставлю метровый металлический поводок, на конце груз 50 граммов, крюк №6/0. Цепляю жирный кусок филе. Опускаю приманку метра на четыре и начинаю медленно поднимать, а потом опять опускать. В толще воды показалась длинная черная тень. Она! Бандитская рожа! Ближе к поверхности воды акула недоверчиво останавливалась и уходила на глубину. Ладно, опустим приманку поглубже. Ну, давай, милая, давай! Филе такое жирненькое, вкусненькое. О, жадность! Это действительно порок. Акула осторожно тыкалась мордой в приманку у самой поверхности воды. Я и давай махать филе то вправо, то влево, не заглубляя. Есть контакт! Несколько жадных заглотов. Отлично! Теперь ты моя! Хватит издеваться над нами! Ой, напрасно я так подумала. Корона уверенности в три секунды слетела с моей головы.

124-маршрут-8.jpgБандюга рванула на глубину, а под нами 36 метров, зажимаю перчаткой фрикцион, а толку-то! Как игрушку, акула таскала меня по всей яхте. Сбитые в кровь ноги, синяки. Занемевшие пальцы, “деревянная” от натуги спина. Наконец-то удалось подтащить акулу к яхте. “Рой! Петлю!” Нет, это невозможно! Акула опять улетела. “Дай ей погулять, – подсказал Рой, видя мою расстроенную физиономию, – Снасти хорошие, поводок длинный, не должна уйти!” А по мне, откровенно говоря, хоть бы она ушла! Но я сама сделала такую снасть, с которой акуле уйти практически невозможно. Сергей перестал бегать за мной с видеокамерой: “Минут сорок твоих мучений уже достаточно, теперь буду снимать только финал”. Я вздохнула поглубже. Пошел вопрос принципа. Четко, спокойно, тупо стала выкачивать эту… Опять уходит. Сколько же в ней силы! Я снова выкачиваю, ласково приговаривая: “Ну, давай, девочка, давай, красавица! Мы тебя только сфотографируем и отпустим, ну, пожалуйста”. Акула медленно поддавалась. Рой быстро накинул петлю ей на хвост и стал затаскивать на борт, предварительно грозно шикнув на Люси. “Большая акула. Под восемьдесят килограммов. Пятидесятикилограммовую акулу я затаскиваю свободно, а эту еле-еле”, – пыхтел Рой.

Половина акулы с головой осталась на кринолине (подножка за кормой яхты), другая, с петлей на хвосте, на корме. “Дальше нельзя, опасно. Акула может извернуться и оттяпает нам что-нибудь”, – предупредил Рой. Остаться без какой-либо части тела нам не хотелось. Сергей, балансируя на трапе, как мог, сделал фото – и на этом спасибо. Убей мы акулу, смогли бы фотографироваться, сколько хочешь, но эта хищница заслужила свободу. С уважением я смотрела вслед уплывающей акуле. Пропала вся сердитость на акулье бандитское поведение. Что нам, рыбы мало?

“Приезжайте в марте-апреле, – пригласил Рой, – У баррамунди и мангровых джерков – жор. Здесь я поймал баррамунди килограммов на тридцать. На Северных территориях континентальной Австралии есть реки, где осенью (там это март, апрель и май) ловят баррамунди до сорока килограммов. А в Папуа – Новая Гвинея я знаю один секретный риф, где есть черный мангровый джерк до 35–38 кг. Махнем на яхте. Всего часов шесть хода”.


Сам того не ведая, Pой сделал нам предложение, от которого невозможно было отказаться. Мечты наши понеслись вперед. Но это, уважаемый читатель, будет уже другая история…

124-маршрут-7.jpgВечером, сидя на берегу у костра, запивая устрицы белым вином, строили планы на апрель-май. Избитые и израненные руки и ноги нещадно атаковали москиты. Тихий шелест океана дополнял вечернюю картину. Ветер поднимал искры костра к звездам. Мы чувствовали себя счастливыми робинзонами на затерянном в океане волшебном острове…

Не могу, уважаемый читатель, не поделиться секретами этой простой и восхитительной кухни. Филе coral trout со шкуркой надрезают небольшими кусочками, сбрызгивают соевым соусом, оставляют на 30–40 минут просушиться на солнце. Жарят шкуркой вниз, в небольшом количестве оливкового масла. Или филе окуней замачивают на 15–20 минут в жидко - разведенной муке и пиве. Жарят в большом количестве масла 5–6 минут. Готовую рыбу обильно сбрызгивают лимоном, и никакой соли! Естественно, "полируем" всю эту вкуснятину холодным белым вином. Жизнь удалась!