Аварийность на маломерных судах
Ежегодно в органах ГИМС МЧС России фиксируются сотни аварийных происшествий с маломерными судами. Зачастую эти происшествия связаны с гибелью и увечьем людей.
Анализом аварийности маломерных судов за многие годы установлено, что 60-70% аварийных судов не представлялись на техническое освидетельствование, около 40% всех аварий совершается в состоянии алкогольного опьянения, у половины лиц, совершивших аварии на катерах и моторных лодках, отсутствуют удостоверения на право управления маломерным судном.
Большинство аварийных случаев с маломерными судами происходит во время рыбной ловли и охоты (более 60%). Нередки случаи групповой гибели людей на моторных и гребных лодках из-за превышения норм пассажировместимости и при плавании в штормовую погоду.
Основными причинами аварийности являются: нарушение судоводителем правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах; неправильное размещение людей и груза; превышение установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности; плавание в сложных гидрометеоусловиях и в темное время суток.
В последние годы участились случаи гибели людей во время запуска подвесных моторов при включенном реверсе. Судоводителям следует обратить внимание на необходимость непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой во время движения, т.к. до 10% аварийных случаев происходит из-за отсутствия такого наблюдения.
Основными видами аварийных происшествий являются: опрокидывание (около 55%) и затопление (порядка 15%). До 25% случаев гибели людей с маломерных судов происходит при падении людей за борт во время плавания и при купании (нырянии) с плавсредств.
Многолетние данные свидетельствуют, что практически каждый второй из утонувших при купании находился в состоянии алкогольного опьянения, а при гибели в болотах, канавах, карьерах нетрезвое состояние является главной причиной трагедий.
В последние годы ежегодно увеличивается гибель детей на водоемах. Основными причинами детского травматизма на воде являются неумение плавать и оставление их возле воды без присмотра взрослых, в первую очередь, родителей.
Особенно опасно купание в необорудованных для этого местах. Поэтому судоводителям маломерных судов во время остановки у берега необходимо проявлять предельную осторожность при выборе места для купания.
Несмотря на то что доля столкновений судов не превышает 10% от всех аварийных случаев, судоводитель должен помнить, что нередко принимаемые в самый последний момент действия для избежания столкновения с другим плавсредством приводят к опрокидыванию судна с человеческими жертвами. Поэтому судоводитель обязан внимательно следить за окружающей обстановкой и заблаговременно совершать маневры, обеспечивающие безопасное расхождение судов.
А.Л. Горбунов, госинспектор Нижегородского отделения Центра ГИМС МЧС России