Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Астрахань. Вобла и прочее

Астрахань. Вобла и прочее

Александр Лашкин, Тамбовская обл.

«Ты что, никогда не рыбачил в Астрахани? Какой же ты после этого рыбак?» – коллега, который задал мне этот вопрос, в Астрахани был. И даже ловил там воблу. Правда, рыбалка эта, как мне казалось, была единственно успешной в его жизни, о которой он частенько рассказывал. Рассказчик он был никакой, но в главном он все жё был прав: какой я на самом деле рыбак? 

340-12-1.jpg

Забавно, какими причудливыми порой бывают побудительные причины, заставляющие нас ехать за тысячу верст на очередное рыболовное «Эльдорадо». И вроде и мыслей на этот счет не было никаких, да и желания переться в такую даль, но исподволь начинаешь собирать информацию. И у тех, кто там был, все как один восхищаются этой рыбалкой; и на зловредном Астраханском форуме, где рыбой считаются окуни от килограмма, судаки, щуки от трех, ну, и сомики за двадцатку. А бель – что бель? – пошел да нашатал сколько надо – сколько сможешь переработать. Попалось даже симпатичное выражение: съездил на ерик – поменял червей на рыбу. Ну как тут было не поехать?

Мы и поехали. В апреле 2015 года. В этом году опять. Ездили с Максимом. Максим – мой сын. На подобных авантюрах он неизменно со мной. Сызмальства. Мозги у него молодые – гибкие, и потому последние годы он меня, как правило, облавливает. Это потому, что процесс этот творческий, а двух одинаковых рыбалок не бывает. За две поездки накопился кое-какой опыт, наработались навыки и даже появилась какая-никакая статистика. Данная статья по сути отчет о двух этих рыбалках. 

Когда определялись с местом ловли, исходили из близости к географическому центру Дельты и относительной удалённости от населенных пунктов. Так получился Володарский район, р. Камардан, 5 км не доезжая до пос. Новинки. Река Камардан – протока ерика Белый Ильмень. Рыбалка любопытная: обычно ерик – это протока реки. Здесь яма метров 10–12: донки, заброшенные на 25 м, уходят в воду градусов под 30–35. В 2015 году в уловах преобладала густера, процентов 40. Воблы было 30%, сома 20. В нынешнем больше всего было воблы, а густеры и сомов поровну – процентов по 20. В прилове много карася, редко окуни, еще реже ерши. В единичных экземплярах – каспийская селедка, чехонь, подлещики, подъязки и бершики. 

В прошлом году Максиму попался сомик кг на 3, еще один после непродолжительного вываживания, сломал крючок – и был таков. В этом году я пару минут подержал что-то солидное на крючке, после чего это что-то пожелало мне успешной рыбалки в дальнейшем. Зато попался рак. На основании чего можно делать вывод о качестве воды. 

Ловили каждый на два фидера. В среднем поклёвка происходила в течение 5 минут. Одновременные поклёвки случались, но подсечённая рыба, как правило, дожидалась своей очереди. Иногда, видимо, во время прохождения косяков воблы, она клевала при опускании снасти на дно. Так что после выбора слабины надо контролировать леску пальцами. Обычный размер рыбы от 100 до 200 г. Мельче попадались редко, крупнее ещё реже. 

Снасть самая простая: концевое грузило 30 г и два поводка. Основная леска может быть любой: у меня стояла и плетенка, и монофил 0,3. Разницы в клёве я не заметил. Поводки короткие, см 10, и лучше те же, из 0,3. Тонкие поводки быстро свиваются, длинные путаются. Крючки №  10–12 по советской классификации, по толщине подходящие для насадки червя. И обязательно с длинным цевьём. Один из крючков у меня стоял обычного размера, и каждая вторая рыбёшка старалась заглотить его полностью. Это напрягало. 

Насадка – червь. Местный народ ловил в основном на «Бондюэль» – соотношение 1 к 5 в пользу червя. Червь нужен дождевой величиной в полвыползка. На кусочек самого выползка клюёт не хуже, да и на крючке он держится лучше, только где их набраться, тех выползков. На навозного червя тоже клюёт неплохо, но каждая вторая поклёвка – карась. 

Прикормка необязательна, но в этом году при существенном ослаблении клёва несколько заброшенных кормушек помогли его улучшить. 

Впроводку на поплавочную клевала совсем уж мелкая вобла, да еще и брала в заглот так, что после извлечения крючка шансов на жизнь у нее не оставалось. Пришлось эксперимент прекратить. 

По годам: в 2016 году клевало ощутимо хуже, может быть из-за того, что уровень воды был на полметра выше и продолжал повышаться, а бель начала движение к местам нерестилищ. Хотя чтобы в этом убедиться, двух поездок, конечно, мало. Погода, как фактор, влияющий на клёв, тоже различалась: в 2015 году температура поднималась максимум до 10 градусов тепла плюс ветер от сильного до ураганного с дождём. Первый день в нынешнем году я всё время порывался надеть зимнюю куртку, а уже на следующий жалел, что не взял с собой шорты. 

О спиннинге. В прошлом году, пересекая по мосту очередной ерик, увидели одинокого рыболова. У него на удильнике поплавок с тестом граммов на 20. Ну, явно хищника ловит! Ан нет – тарашку. – Как же она утащит такой... понтон? – Ничего, на крючок сядет – не уйдет. А хищник есть… разный.

На третьем забросе под тот берег – отчетливый ударчик и приятное сопротивление. Окунь граммов на 300. Уже через 15 минут необходимые для ухи 5 окуней пойманы. Надо бы щурёнка, да все никак. Надежда на Максима. Но у него те же 5 дежурных окуней, а щурёнок был, но вытащенный на берег отцепился и мастерски уполз из-под самых ног. 

На следующий день на Камардане, когда рыбалка уже превратилась в работу, метрах в 100 ниже по течению появился одинокий спиннингист. Он минут 10 простоял на одной точке и что-то стоящее вынул из воды. Ну как было не подойти? 

Через пять минут общения он выдал все секреты местного спиннинга. На каких ериках ловить щуку, где судака, где жереха. Он вскорости уехал, а на мою самоделку – черную с белым мандулу – никто не позарился. А вот на проверенное «копыто» сразу поклёвка. Бершик граммов 300 – самое оно для ухи. Правда, потом клевали исключительно окуни. 

Половить на спиннинг все же получилось утром четвёртого дня, уже по дороге домой, в окрестностях поселка Волжский. Асфальтовая дорога с трассы до поселка. А потом и на юг вдоль оросительного канала. Поворот на накатанный просёлок в сторону реки. Наконец, на пределе терпения, открывается берег реки. Лодок пять расположились вдоль подводной каменной косы, метрах в 70 от берега. Один из рыбаков что-то солидное выкачивает спиннингом из воды. Минут через пять показывается здоровенная ветка. Ну вот… а мы рты разинули. 

Берег весь изрезан мысочками, бухточками; везде принесённые половодьем деревья – картина очень заманчивая. Товарищ готовится джиговать, я цепляю вращалку – ведь должны быть в затопленных деревьях какие-нибудь жерешки-голавлики. Максим направляется к близкой старице. На такие старицы мы и рассчитывали, заезжая сюда. От самого Волгограда и до Астрахани в подобных старицах зашедшие в половодье щурята отъедаются на подрастающих мальках бели и через год достигают вполне товарного размера. 

Где-то через час товарищ оторвал количество приманок уже достаточное, чтобы потерять интерес к водоёму. Моими мепсиками тоже никто не соблазнился. Максим вернулся ещё раньше: в старице воды на две ладони и по всей площади торчат хребты нерестящихся карасей вперемешку с водными черепахами. Но надежда еще жива, так что движемся вдоль канала. И, правда, становится глубже. 

Вот чуть в стороне брызнули, разбегаясь в стороны, мальки. Сразу заброс туда – и вот он, долгожданный ударчик. Мать родная – это же судачок! Что ж ты делаешь в этом болоте, житель течений и каменных гряд? Подошедшие товарищи с возрожденным энтузиазмом ринулись дальше по каналу. 

Подъехала машина. Водитель минуту понаблюдал за мной, потом подошёл. Мужчина пенсионного возраста, крупный ещё, крепкий, он уселся на уступчик откоса, видимо, увидев во мне достойного слушателя.

 – С водой нынче беда. Раньше и поля хватало поливать, и канал всегда полный. А теперь чтобы задвижку открыть, надо в трёх организациях разрешение брать. А теперь смотри сюда: когда совхоз был, мы все эти поля пахали да ещё бахчи на песках – до тыщи гектар. А теперь у нас десяток арендаторов-плантаторов, и у каждого по гектару… Помидор было – убирать не успевали, а луку, огурчиков… Совхоз миллионер был. Завод свой – консервный. Да у нас все улицы в селе заасфальтированы – в городах такого нет… Или вот говорят: рыбы не стало. А когда я в школе учился – у нас каникулы с июля начинались. А в июне каждому классу давали верблюда с двуколкой – на ней бочки с водой. И вот чуть рассвело, едем в полои – малька отлавливать. Наберем 4 бочки – и на Волгу. А там Николай – трудовик наш принимает, значит. Смотрит, сколько помятого или снулого, и отмечает у себя. Соревнование такое. Кто победит, тех в Астрахань возят на экскурсию. Вот. А как бочки выливаем в воду – не поверишь – вся река ходуном ходит. Там этого судака со щукой, да окуня – со всей реки собираются. А сомёнка сколько было с жерехом! 

Старик еще вспоминал прошлое, материл настоящее, а мне все представлялся флегматичный двугорбый верблюд, почему-то кавказская арба и ребятишки, гроздьями висящие на бочках… 

Вскоре мы разъехались. Я догнал своих. Максим, конечно, нашёл способ прищучить судачков. Оказывается, они стояли в прибрежных камышах и поедали карасевую икру. 

О засолке. Пачка соли на ведро рыбы. Рыбу из садка в ёмкость для засолки, высыпаем соль и под гнёт. Ёмкость в тень, а если жарко, накрываем мокрой тряпкой, которую смачиваем по мере высыхания. Через трое суток вынимаем из тузлука, промываем – и на верёвки. По вкусу густера вкуснее, потому что жирнее. А вобла  – это, в первую очередь, икра.  Рыба, которую мы привозим, достается всем: родным, близким, друзьям-товарищам, да сами не отстаём – вкусно же даже без пива. Вот и закончилась тарашка... 

О разном. В 2015 году кожа на указательном пальце левой руки лопнула во всю длину 1-й и 2-й фаланг. Надо полагать, от слизи, хотя я постоянно вытирал руки тряпкой. Но, видимо, тряпок надо три на день, а не одну на три дня. Максим после каждой рыбешки промывал руки в ведре. У него обошлось. 

Ёще одна опасность – змеи. На ерике, где мы ловили окуней, по откосу шла двухметровая полоса прошлогодней травы, и вся она кишела змеями. Но на Камардане змей практически не было. А главная, с моей точки зрения, неприятность в том, что после возвращения надолго пропадает интерес к ловле домашних карасиков и окуньков. 

Лучшее время для рыбалки с 10 по 20 апреля. С 10-го клёв уже достаточно устойчивый, а с 20-го у них нерестовый запрет со всеми вытекающими. Да и погода чаще всего прохладная, для соления в самый раз. 

Ну, вот как-то так.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 14(340), 2016 г.