Ароматный остров
В утренней, еще предрассветной полумгле, окутанной низким, стелющимся туманом, едва перебирая веслами, плыву на лодке по сердцевине реки Битюга в поисках найденной накануне удачливой рыбацкой засидки. Плохая видимость ограничивает ориентацию, и то, что днем было исплавано и изучено, сейчас стало неузнаваемым. Заливчик слева по борту уж проплыть должен, ан нет его. И деревьев, громадин-дубов, подмытых бурным прошлогодним половодьем и сброшенных в омут шапками ветвей, тоже не видно.
Легкий звук "шлеп", за ним - остановка. Нос лодки уткнулся во что-то мягкое и колышущееся. Я причалил к острову (плыл ведь по середине реки), но в том и загвоздка, что днем накануне в округе островов-то не наблюдалось.
Рукой подтягиваюсь к ближнему кустику, и пряно-перечный сразу узнанный запах волна за волною поплыл на меня. Мята, водяная мята, та самая, незаменимая в моих туристских и рыбацких мытарствах, травка-цветок, что заваренная кипятком в кружке снимает усталость и придает ощущениям благолепие. Не раз бывало: пристав в темноте к берегу для ночлега, находил я ее по запаху и использовал для заварки.
Мята рознь мяте. Выращиваю я у дома лимонную, перечную, другие виды мяты. Пусть они и прянее, и целебнее, но "аромат" приключений ассоциируется с ароматом речной...
И все же. Откуда возник островок-привидение? Возродившийся рассвет сориентировал меня. Не было его по вечеру - лавливал здесь плотву поблизости.
Мысль-искра напомнила происхождение загадочного явления. Компаньон мой, рыболов береговой исключительно, расчищая место для ловли, выдернул переплетшуюся корнями куртину мяты и отправил ее путешествовать по течению. Проплыв с километр, мятный "кораблик" зацепился за притаившийся под гладью реки сук затопленного дерева...
Посетил я сие место спустя пару месяцев. Маленький ароматный островок разросся, достигнув десятка метров в диаметре. Мята цвела и благоухала, и под ее сенью, чуть ниже по течению, жировали голавли. Их плотный косяк сбирал дань с мятного острова: мушки и пчелы, сдуваемые ветром с пахучих цветков, становились их вожделенной добычей...
Двойной испуг
Прямо над головой, со свистом вспарывая крыльями воздух, пронеслась стая крякв. Утки сделали над речным заливом полукруг и дружно пошли на посадку. Уж слишком удобным было место для вечерней кормежки, и я, чтобы не потревожить птиц, пригнулся за прибрежным кустом ивы.
Но предосторожность оказалась излишней. Едва погасили кряквы об воду инерцию полета, как в центре стаи раздался мощный всплеск. Перепуганные утки с шумом взлетели и исчезли за съеденным сумерками краем леса.
Разобраться в происшествии труда не составило. Утки вспугнули придремавшую у поверхности крупную щуку, и та, от неожиданности хлопнув хвостом, вызвала в стае панику.
Юрий Демин, г. Воронеж