Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Андозеро

Андозеро

Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №23(85), 2005 г.


Это большое озеро в Архангельской области, состоящее из двух, соединенных узкой перемычкой земли и ручейком. То ли кто-то отрыл канал между озерами, то ли наоборот сделал насыпь. Но, скорее всего, человеческие руки чего-то там нахимичили.


Итак, целиком озеро называется Андозером, а половина его отдельно имеет свое название - Пылкозеро.


На лодке за окунями


На берегу Андозера хиреющая деревня и дачный поселок, появившийся лет 10 назад. Вокруг грибные и ягодные леса. На берегах обеих озер были пионерские лагеря - не знаю, что там сейчас. Пионеры были большими любителями ловли окуней в "купалке". Ложишься на доски и в щель наблюдаешь, как стая интересуется твоим червяком. Но окуньки были маленькие, и интереснее было поймать плотву. Для этого приходилось заходить в воду и забрасывать червяка поглубже. Да и первые элементы рыбацкой хитрости появились, наверное, на плотве. Ведь количество насадок выросло в три раза. Впервые к червяку добавились хлеб и ручейники.


Но это пионерская рыбалка, а воспитатели для ухи ловили рыбу неводом. Один держал веревку на берегу, лодка делала круг, невод сбрасывался в воду и лодка возвращалась на берег, метрах в 20 от старта с другим концом веревки. Затем оба конца невода вытаскивались на берег, и тянущие рыбаки сближались друг с другом. В принципе это не сложно, и большинство читателей с этим знакомо.


Кстати, один такой заброс назывался "тоня". В Андозере при удачной тоне попадалось 1-2 ведра окуней, ершей и плотвы. Часто бывали и 1-2 щучки по 700-800 граммов. Так как это происходило раз в неделю, то я и это не считаю браконьерством. Пару раз при рыбалке с лодки на удочку в Пылкозере  попадались подлещики. Другой рыбы я там не видал.


В Пылкозере ловили реже, а вот в Андозере были любимые уловистые места. Я имею в виду ловлю на удочку.  Во-первых, вокруг островов. Их там 2 или 3. Во-вторых, на "коргах". Это подводные отмели посреди озера. Они были особенно уловистыми. Искали их всегда по ориентирам на берегу, но постоянно теряли. И все же, проплывая в хорошую погоду, удавалось заметить 10-20 метровую полосу дна  с длинными, шевелящимися в толще воды водорослями.


Тут же бросался якорь, и начиналась рыбалка. Она была удручающе однообразна. Из 500-600 окуней было менее десятка достойных и столько же плотвы. Я вообще, будучи береговиком, не очень любил эту промысловую рыбалку.


Со спиннингом на озерах не ловили, но однажды приехавший из Архангельска знакомый прихватил новый в упаковке спиннинг и магазинные блесны. Когда он решил покидать блесну на корге, я воспринял это как грубое дилетанство. Ведь я был убежден, что на спиннинг ловят только на реке, только на самодельные блесны и только коронованные особы. А мой родственник Палыч, к которому и приехал гость,  попытку достать из чехла спиннинг воспринял как глубокую обиду.


Когда же на втором забросе абсолютно магазинную блесну съела щука, а на четвертом еще одна, Палыч, ошалевший от неожиданности, воспринял это как плевок в наш красивый город, и по его команде мы неожиданно свернулись и поплыли в деревню варить уху. Причем он тут же взял наиболее крупную щуку и пустил ее в уху, мне было даже обидно, не знаю, как гостю, но он обиды не выказал. Но этот случай сильно поколебал мои, как мне казалось, устойчивые и глубокие знания.


Местные же, деревенские, мужики щук ловили не редко, но у них был традиционный способ - дорожка. У меня не было цели обязательно поймать щуку дорожкой, а за пару попыток это сделать не удалось, и пока этот способ ловли для меня что-то теоретическое. Если кто-то опять упрекнет меня в том, что я свою рыбалку описываю как дилетант, напомню, что я не профессионал и не научный работник в этой сфере. Естественно, что я вправе не знать некоторых элементарных для вас вещей.


Со спиннингом на озере


К сожалению, я в данный момент нахожусь далеко от Онеги - в Набережных челнах, и некоторые вещи, которые я хотел бы испробовать, приходится откладывать. Например, мне ни разу не приходилось видеть, чтобы кто-то рыбачил на глубине, и вообще какова глубина озера, я тоже не знаю. Наверное, потому что в лодке якорь всегда ограничен 4-5 метрами веревки, а глубомер я не возил с собой. Или, к примеру, погонять кружки по озеру. Да и многое другое, о чем я узнаю из литературы или от кого-то, хотелось бы проверить. Но надеюсь, что такое время придет.


Что еще рассказать об Андозере? Там у нас с отцом был весьма анекдотичный эпизод. На корге мы с лодки ловили окуней. Был ветер и, естественно, волна. У меня на удочке был крупный поплавок из белого пенопласта. И какая-то крупная рыба оторвала мне удочку прямо от удилища. Естественно, что у нас тогда не было ни катушек, ни поводков более тонкого диаметра. Была одного диаметра леска с поплавком, грузилом и крючком. И рыба утащила мою снасть.


Я начал мастерить новую, когда метрах в двух в толще воды увидел свой поплавок. Мне дважды удавалось перехлестнуть леску через удилище, но при подъеме рыба стаскивала её. Она почему-то минут 10 не уходила далеко от лодки, пока мы всеми способами пытались подцепить поплавок. Но потом все-таки поплавок исчез в глубине.


Разгоряченные борьбой, расстроенные неудачей, мы еще с полчаса потаскали мелких окуней, обсуждая происшествие. Как вдруг метрах в 50, в волнах, я заметил злополучный поплавок. Он не летел по волнам, как освободившийся от добычи, а то появлялся, то исчезал в волне. Надо было видеть, как мы выдернули  якорь и на всех парах погнали за поплавком, а в душе за рыбой. На едином дыхании подлетев к поплавку, мы обнаружили... плывущее по волнам куриное яйцо. Это так нас разочаровало, что мы повернули на берег, хотя планировали порыбачить еще.


Подобное случилось со мной на Онеге. Мы поставили с бонов донки на лещей и я, как любитель береговой ловли, пошел с удочкой по периметру островка, на котором мы базировались.


Клевали окуни и подъязки. Везде к берегу ветром прибило по 5-10 бревен, ловить приходилось в окнах, образованных бревнами. Это-то меня и подвело. Было, кстати, холодно, и дождик временами тоже шел. Берег был покатый, и сразу начиналась глубина.


И вот в одном из окон после сильного рывка леска вновь оторвалась от удилища. Поплавок сразу исчез, и я сделал другую удочку. Но минут через пять он нагло всплыл между бревен и стал плавать в разные стороны. Как меня ни смущало купание в незнакомом месте в дождь и холод на глинистом крутом берегу, но я разделся и попытался влезть в воду. Сразу скажу, что раздевался я три раза, и у меня такое чувство, что на крючке сидел "кто-то с перископом" и, как только я приближался, поплавок нырял и всплывал совсем в другом месте, в другом окне. Так сильно рыба надо мной не издевалась ни до ни после.


Андозеро еще очень сильно привлекало меня тем, что из него вытекала речка Анда. А вот другая интересная речка Тумоя, если я не ошибаюсь, в озеро впадала. Анда была богата окунем и щукой, а вот на Тумое всегда был хариус. Очень часто мы брали лодки в пионерских лагерях, реже у деревенских рыбаков. Резиновых лодок у нас никогда не было, да и не только у нас.


По дороге на Андозеро мы проезжали, а не редко и проходили мимо десятка озер. 10 км при движении по тропе через Боженку можно было сократить до 6 - а разве это расстояние? Тем более при наличии одного велосипеда на троих. "Боженкой" называлась гора, а точнее - высокий холм... 


Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №23(85), 2005 г.