Анда-речка
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Одно из моих любимых мест, которое и сейчас я посещаю в первые же дни своих отпусков, - это Анда-речка. Вот речка Анда произносится как-то по чужому, поэтому и оставляю ее Андой-речкой. Она вытекает из Андозера и впадает в реку Онегу.
Несколько раз возникало желание пройти по ней от истока до устья, но пока не получилось. Я бывал на ней местах в 5-6, и все они находились так далеко друг от друга, что кажется, будто она петляет по всему району.
Почему она мне так нравится? Меня не так возбуждало количество пойманной рыбы. Всегда более важным казалось обмануть рыбу. Так вот, если на озере наловить рыбы может любой дилетант, то на речке уже надо думать.
Впервые я попал на Анду-речку у Ватежского моста. Не знаю точно, но не исключено, что это где-то как раз на середине. Обычная, с сильно заросшими берегами речушка, вдоль которой с одной стороны - хорошая тропинка, а с другой - еле видимая. Речка с небольшими порожками и омутами.
Ловился только окунь, хотя обитает там и хариус. Самое интересное, что ловился окунь под самым берегом, в крошечных омутках, а на середине реки его совсем не было. Ловля на таких речках сложна тем, что постоянно приходится передвигаться по зарослям. Длинное удилище всегда мешает, и гораздо удобнее с коротким.
Учитывая, что это далеко от города, мы постоянно сталкивались с мелкими зверюшками, следами более крупных. Там есть медведи и лоси, что добавляло романтики. Спускались почему-то всегда вниз от моста, и можно было поймать до сотни окуней. В этом не было ничего особенного. Но я любил это место.
А рядом с речкой было "сказочное" озеро. Оно быстро зарастало болотиной. Я не был на нем лет 20, думаю, что озера уже давно нет. А тогда, в страхе выходя на трясину, в центре которой было окно черной воды, метров 20 в диаметре, чавкая в болотине, пробирались к краю воды и забрасывали удочки. Окуни там клевали изредка, размером они не впечатляли, но были черные, как головешки. Попадались темные окуни и в других озерах, но таких как в этом жутком озере я больше не видал. Все они, наверное, погибли, когда озеро заросло тиной.
Чуть позже я попал на Анду-речку в самое ее начало, где она вытекает из Андозера. Там она не так заросла, много прибрежных полян, и рыбачить очень удобно. Да и рыбы там намного больше. Ловятся окуни и плотва. Окуни у самого берега клюют чаще, чем с середины речки, а вот плотва наоборот.
Мы часто ездили на Анду-речку втроем, вчетвером и шли по берегу, обгоняя друг друга. Последним всегда оказывался отец. Не было случая, чтобы он поймал больше всех рыбы, но самый крупный окунь всегда был у него. Он любил лазить по всяким коряжникам, мучался с зацепами, но вознаграждался всегда.
Но был и неприятный фактор Анды-речки - количество гнуса и слепней на один квадратный дециметр превышало все рекорды. Но зато! Но зато в Онеге никогда не было ни змей, ни клещей. Как раздражали эти опасности во всех других регионах, и сколько хороших мест из-за них пришлось пропустить.
Рыбалка круглый год № 18(104), 2006 г.