А живец-то лучше местный
Поехать на этот зарыбленный пруд подбил знакомый рыбак, мол, накануне он изловил на нем девять под два килограмма карпов за вечернюю зарю. А уж сколько сходов более великих, рвавших снасть и не доведенных до подсака, по его словам, и не сосчитать... Поверил ему, мужик серьезный и в трепотне ранее был не замечен.
Созвонился с сыном, таким же, как и я, заядлым рыболовом, описал ему радужную перспективу и... в последовавшие вскоре выходные мы на рассвете оказались на искусственном водоеме с ласковым названием Майский.
То ли погода тому виной стала - температура воздуха накануне поездки резко упала, но ни на жмых, вареный картофель, молочную кукурузу и горох карп на "платнике" соблазняться на лакомые приманки явно не собирался. Изредка на червя попадались небольшие окуньки. Не лучше дела обстояли и у многочисленных приезжих городских рыбаков, прознавших по "сарафанному" радио о досель богатых уловах. Но редко кому из них, несмотря на обилие закидушек, попадался карпик-недомерок, а за килограмм так никто и не удосужился поймать...
Мало-помалу прибывшие начали разъезжаться - полдень уже миновал, а поднявшийся северный ветер погнал хмурую волну, и надежды на вечерний реванш таяли с каждой минутой.
Позвонил знакомцу, направившему нас на Майский, чтоб выказать неудовольствие за напрасно потерянное время, но тот не удивился и одновременно обнадежил: "Что ты хотел? Я ловил по теплу до похолодания - осень, братец, как-никак, но ты не отчаивайся. Щука там в изобилии, и если спиннинг есть иль живцовая удочка, то без улова не останетесь".
Со спиннингом сын Михаил никогда не расставался - возил "на всякий случай" в багажнике своего авто, а карповую уду перенастроить на щучью проблемы не составляет - леска прочная, привяжи лишь металлический поводок с тройником...
Поделился соображениями с сыном, он молча кивнул и отправился за спиннингом. Пока парень подбирал блесны, сверяя их игру и цвет с видимостью в воде, я забросил наскоро собранную живцовую снасть, благо в садке шевелили плавниками два десятка окуньков.
Пяти минут не прошло, как поплавок размером с куриное яйцо начало притапливать и повело от берега. Такой прыти от живца, наколотого ниже спинного плавника на тройник, ну никак нельзя ожидать, потому резко и подсек. На другом конце лески проявилась тяжесть, потом у поверхности возник бурун и... вот уж тяну я первую зубастую к берегу. Не велико сопротивление, и хищница на втором годке своей жизни, успев набрать вес чуть поболее килограмма, уже бьет хвостом в садке, глуша окуней.
Новый живец на крючке, но поклевки долго не следует, меняю дислокацию, перехожу в другое место. Сразу следует хватка, щука в этот раз попадается покрупнее, но до двух кило несколькими граммами не дотягивает.
Сын тем временем нахлестывает потемневшие от начавшегося дождя воды пруда спиннингом, но почему-то безрезультатно. Разноцветные виброхвосты, воблеры, блесны-вертушки не приносят успеха, не соблазняют они хищницу. И тут Михаил (не зря же примерялся к игре насадок в глубинах) резко меняет тактику ловли. Крепит к поводку обычную средних размеров серебристую колебалку, правда, с одной стороны заранее подкопченную горящими спичками. И... пошел у него фарт: что ни заброс, редко со второго - то щука. Пусть и невеликая, тех же размеров, что и у меня, но хватает азартно.
Так я увлекся сим зрелищем, что прозевал свою поклевку, а когда спохватился и подсек, то понял, что на берег единственную в этот приезд крупную и сопротивлючую щуку вытащить не смогу. Когда попавшаяся на крючок рыбина выпрыгнула из воды, увидел - засеклась она одним лишь цевьем за верхнюю челюсть. Накололась во время моего "зевка" и почти успела освободиться от насадки. Так оно и произошло, сошла с крючка рыбина прям у моих ног. На глазок около пяти кило ...
А живцы-окуньки в садке совсем обездвижели, пришлось прервать ловлю и отправиться к сыну в качестве ассистента - подсак и улов его носить...
Короток конца осени день, да непогодь сократила его срок, так что пришлось свернуть нашу рыбалку.
Сколько поймали - не считали, мелочь по семьсот-восемьсот граммов сын выпускал, а так... еле весь улов вдвоем донесли до автомобиля.
Увидев наши успехи, арендатор водоема предложил бесплатно ловить у него щук, правда с условием: мелкоту тоже не выпускать, мол, страдают от размножившегося хищника выпускаемые им ежегодно сеголетки карпа и белого амура.
Что ж, предложение принято, и через неделю мы на том же месте. Порадовало отсутствие рыбаков - закончился сезон у карпятников. На спиннинг щука так же бралась отменно, и я удосужился несколько заблеснить, но в силу возраста все ж предпочел сидячую ловлю на живца. В этот раз захватил с собой и наживку - выловленных на дачном пруду полуладошечных карасиков. Но... ни на одной из двух удочек хватки так и не последовало.
Вспомнилась давняя рыбалка на припойменном озере Днепра, проходившая в Смоленской области. Местный егерь, сотоварищ по охоте и рыбалке моего деда, согласился туда сопроводить, да вот инструкций, надлежащих при расставании, не дал.
- Лови на живца, здесь много крупного голавля, язя, щуки и окуня, - молвил он на прощание, отдавая ключи от прикованной к ольхе цепью лодки-плоскодонки.
Стал мелочь лавливать с берега, а она не клюет. Решил попробовать на Днепре. За полчаса восьмилитровое ведерко пескарями, ершиками и уклейками наполнил. С ними-то и отправился на лодке кружки и поставуши выставлять. Но ни за вечернюю, ни за утреннюю зорю (ночевал на берегу в палатке) ни с одним хищным представителем ихтиофауны мне так и не удосужилось "пообщаться". Зато садок заполнил почти доверху пойманными с лодки на червя поплавочной удочкой, отменными красноперкой и плотвой. Хоть это успокаивало.
В полдень приехавший меня забирать охотовед искренне расстроился моей неудаче. А узнав причину, тут же решил ее исправить.
- Вот и забыл тебе сказать, что ловить-то надо на местных живцов.
Выставили все мои плавающие снасти на пойманных в озере красноперок. Таких частых перевертышей мне отродясь видеть не приходилось...
Остановились на двух кружках, остальные сняли, поскольку пока один живцом снаряжаешь, второй уж донцем ярким сигнализирует поклевку, и... то голавль, то щука утягивает его в сторону.
Много тогда мы с егерем рыбехи изловили, но вывод с той поры сделал: лови хищника на живца, пойманного в тех же водах.
Вывод сделал, да подзабыл. Выпускаю привезенных с собой карасиков в пруд и начинаю ловить окуньков. Редко они поклевывают, но верно. И... пошел у меня конвейер: с поплавочной удочки мелочь на живцовую, с нее - щуку в садок. Вот и пойми: "добрейшим" спокойным карасикам зубастые предпочли колючих полосатиков. Хотя... предыдущие поколения щук давно "выбили" из пруда карасей, а потомкам их сия снедь стала непривычна, да и запах у нее, видно, не тот.
Случались у меня "проколы" с привезенными живцами и при ловле щуки в период ледостава на зимние жерлицы.
Предложил как-то поехать по перволедью на Кировский пруд за пресноводной разбойницей старинный приятель и спутник по многим рыбацким экспедициям мой тезка Юрий.
Водоем тот был знаком, не раз посещал его по открытой воде, причем в зависимости от снасти успешно ловил там и крупного карася, сазанчиков да и окуни со щуками блесной не брезговали. Последние радовали размерами - попадались и за три кило весом. Потому предложение товарища принял с радостью. Обеспокоился только насчет живцов.
- Не горюй, - успокоил Юрий, - я в рыболовном магазине полсотни карасиков закупил, так что будет, чем жерлицы "обустроить".
Ранним утром после двухчасовой езды мы на месте. К появлению первых проблесков полосок зари на востоке успели забуриться и снасти жерличные "разметать", глубины разные освоив.
Сами, в ожидании подъема флажков-сигнальщиков, занялись ловлей на мормышечные удильники.
Неплохо ловился небольшенький, но вполне годный для жаренки окунь, изредка соблазнялись наживкой из мотыля крупные пескари и уклейки... Тихо на пруду, ни дуновения ветерка, да и температура комфортная - чуток ниже нуля по Цельсию. К полудню солнышко так нагрело спины, что пришлось скинуть лишнюю одежонку, а ни одна жерлица так и не порадовала поднятием красной тряпицы. Лишь к вечеру, почти перед отъездом, удосужились вывести из-подо льда двух не самых видных представителей щучьего племени.
Тем временем мимо проходил, таща за собой нагруженные санки, одетый в старую телогрейку и рваные ватные штаны, невзрачный мужичонка - рыбак, из соседствующей с прудом деревеньки. Видимо, из любопытства завернул к месту нашего сбора. Поинтересовался уловом, покурил, передохнул, напоследок попросил показать живцов.
Приятель "выудил" рукой из термофляги карася и показал пришельцу.
- Не, парни, не тот у вас живчик, худоват и прогонист, а в пруду караси пузатые и округлые, потому и щуки взяли мало. Я-то на свои три ивовые загогулины почти дюжину изловил. Хороший нонче жор был.
Он развязал и приоткрыл мокрый холщовый мешок - там копошились, не успевшие заледенеть, не в пример нашим крупные щуки.
- А карасика местного я с ранней осени заготавливаю и в одном из колодцев в садке сохраняю, потому, не в пример пришлым, всегда круг зимы при добыче, - изрек удачливый рыболов.
Что ни говори, а живец-то при ловле хищной рыбы лучше местный, обитающий в том же водоеме.
Юрий Демин, г. Воронеж
Созвонился с сыном, таким же, как и я, заядлым рыболовом, описал ему радужную перспективу и... в последовавшие вскоре выходные мы на рассвете оказались на искусственном водоеме с ласковым названием Майский.
То ли погода тому виной стала - температура воздуха накануне поездки резко упала, но ни на жмых, вареный картофель, молочную кукурузу и горох карп на "платнике" соблазняться на лакомые приманки явно не собирался. Изредка на червя попадались небольшие окуньки. Не лучше дела обстояли и у многочисленных приезжих городских рыбаков, прознавших по "сарафанному" радио о досель богатых уловах. Но редко кому из них, несмотря на обилие закидушек, попадался карпик-недомерок, а за килограмм так никто и не удосужился поймать...
Мало-помалу прибывшие начали разъезжаться - полдень уже миновал, а поднявшийся северный ветер погнал хмурую волну, и надежды на вечерний реванш таяли с каждой минутой.
Позвонил знакомцу, направившему нас на Майский, чтоб выказать неудовольствие за напрасно потерянное время, но тот не удивился и одновременно обнадежил: "Что ты хотел? Я ловил по теплу до похолодания - осень, братец, как-никак, но ты не отчаивайся. Щука там в изобилии, и если спиннинг есть иль живцовая удочка, то без улова не останетесь".
Со спиннингом сын Михаил никогда не расставался - возил "на всякий случай" в багажнике своего авто, а карповую уду перенастроить на щучью проблемы не составляет - леска прочная, привяжи лишь металлический поводок с тройником...
Поделился соображениями с сыном, он молча кивнул и отправился за спиннингом. Пока парень подбирал блесны, сверяя их игру и цвет с видимостью в воде, я забросил наскоро собранную живцовую снасть, благо в садке шевелили плавниками два десятка окуньков.
Пяти минут не прошло, как поплавок размером с куриное яйцо начало притапливать и повело от берега. Такой прыти от живца, наколотого ниже спинного плавника на тройник, ну никак нельзя ожидать, потому резко и подсек. На другом конце лески проявилась тяжесть, потом у поверхности возник бурун и... вот уж тяну я первую зубастую к берегу. Не велико сопротивление, и хищница на втором годке своей жизни, успев набрать вес чуть поболее килограмма, уже бьет хвостом в садке, глуша окуней.
Новый живец на крючке, но поклевки долго не следует, меняю дислокацию, перехожу в другое место. Сразу следует хватка, щука в этот раз попадается покрупнее, но до двух кило несколькими граммами не дотягивает.
Сын тем временем нахлестывает потемневшие от начавшегося дождя воды пруда спиннингом, но почему-то безрезультатно. Разноцветные виброхвосты, воблеры, блесны-вертушки не приносят успеха, не соблазняют они хищницу. И тут Михаил (не зря же примерялся к игре насадок в глубинах) резко меняет тактику ловли. Крепит к поводку обычную средних размеров серебристую колебалку, правда, с одной стороны заранее подкопченную горящими спичками. И... пошел у него фарт: что ни заброс, редко со второго - то щука. Пусть и невеликая, тех же размеров, что и у меня, но хватает азартно.
Так я увлекся сим зрелищем, что прозевал свою поклевку, а когда спохватился и подсек, то понял, что на берег единственную в этот приезд крупную и сопротивлючую щуку вытащить не смогу. Когда попавшаяся на крючок рыбина выпрыгнула из воды, увидел - засеклась она одним лишь цевьем за верхнюю челюсть. Накололась во время моего "зевка" и почти успела освободиться от насадки. Так оно и произошло, сошла с крючка рыбина прям у моих ног. На глазок около пяти кило ...
А живцы-окуньки в садке совсем обездвижели, пришлось прервать ловлю и отправиться к сыну в качестве ассистента - подсак и улов его носить...
Короток конца осени день, да непогодь сократила его срок, так что пришлось свернуть нашу рыбалку.
Сколько поймали - не считали, мелочь по семьсот-восемьсот граммов сын выпускал, а так... еле весь улов вдвоем донесли до автомобиля.
Увидев наши успехи, арендатор водоема предложил бесплатно ловить у него щук, правда с условием: мелкоту тоже не выпускать, мол, страдают от размножившегося хищника выпускаемые им ежегодно сеголетки карпа и белого амура.
Что ж, предложение принято, и через неделю мы на том же месте. Порадовало отсутствие рыбаков - закончился сезон у карпятников. На спиннинг щука так же бралась отменно, и я удосужился несколько заблеснить, но в силу возраста все ж предпочел сидячую ловлю на живца. В этот раз захватил с собой и наживку - выловленных на дачном пруду полуладошечных карасиков. Но... ни на одной из двух удочек хватки так и не последовало.
Вспомнилась давняя рыбалка на припойменном озере Днепра, проходившая в Смоленской области. Местный егерь, сотоварищ по охоте и рыбалке моего деда, согласился туда сопроводить, да вот инструкций, надлежащих при расставании, не дал.
- Лови на живца, здесь много крупного голавля, язя, щуки и окуня, - молвил он на прощание, отдавая ключи от прикованной к ольхе цепью лодки-плоскодонки.
Стал мелочь лавливать с берега, а она не клюет. Решил попробовать на Днепре. За полчаса восьмилитровое ведерко пескарями, ершиками и уклейками наполнил. С ними-то и отправился на лодке кружки и поставуши выставлять. Но ни за вечернюю, ни за утреннюю зорю (ночевал на берегу в палатке) ни с одним хищным представителем ихтиофауны мне так и не удосужилось "пообщаться". Зато садок заполнил почти доверху пойманными с лодки на червя поплавочной удочкой, отменными красноперкой и плотвой. Хоть это успокаивало.
В полдень приехавший меня забирать охотовед искренне расстроился моей неудаче. А узнав причину, тут же решил ее исправить.
- Вот и забыл тебе сказать, что ловить-то надо на местных живцов.
Выставили все мои плавающие снасти на пойманных в озере красноперок. Таких частых перевертышей мне отродясь видеть не приходилось...
Остановились на двух кружках, остальные сняли, поскольку пока один живцом снаряжаешь, второй уж донцем ярким сигнализирует поклевку, и... то голавль, то щука утягивает его в сторону.
Много тогда мы с егерем рыбехи изловили, но вывод с той поры сделал: лови хищника на живца, пойманного в тех же водах.
Вывод сделал, да подзабыл. Выпускаю привезенных с собой карасиков в пруд и начинаю ловить окуньков. Редко они поклевывают, но верно. И... пошел у меня конвейер: с поплавочной удочки мелочь на живцовую, с нее - щуку в садок. Вот и пойми: "добрейшим" спокойным карасикам зубастые предпочли колючих полосатиков. Хотя... предыдущие поколения щук давно "выбили" из пруда карасей, а потомкам их сия снедь стала непривычна, да и запах у нее, видно, не тот.
Случались у меня "проколы" с привезенными живцами и при ловле щуки в период ледостава на зимние жерлицы.
Предложил как-то поехать по перволедью на Кировский пруд за пресноводной разбойницей старинный приятель и спутник по многим рыбацким экспедициям мой тезка Юрий.
Водоем тот был знаком, не раз посещал его по открытой воде, причем в зависимости от снасти успешно ловил там и крупного карася, сазанчиков да и окуни со щуками блесной не брезговали. Последние радовали размерами - попадались и за три кило весом. Потому предложение товарища принял с радостью. Обеспокоился только насчет живцов.
- Не горюй, - успокоил Юрий, - я в рыболовном магазине полсотни карасиков закупил, так что будет, чем жерлицы "обустроить".
Ранним утром после двухчасовой езды мы на месте. К появлению первых проблесков полосок зари на востоке успели забуриться и снасти жерличные "разметать", глубины разные освоив.
Сами, в ожидании подъема флажков-сигнальщиков, занялись ловлей на мормышечные удильники.
Неплохо ловился небольшенький, но вполне годный для жаренки окунь, изредка соблазнялись наживкой из мотыля крупные пескари и уклейки... Тихо на пруду, ни дуновения ветерка, да и температура комфортная - чуток ниже нуля по Цельсию. К полудню солнышко так нагрело спины, что пришлось скинуть лишнюю одежонку, а ни одна жерлица так и не порадовала поднятием красной тряпицы. Лишь к вечеру, почти перед отъездом, удосужились вывести из-подо льда двух не самых видных представителей щучьего племени.
Тем временем мимо проходил, таща за собой нагруженные санки, одетый в старую телогрейку и рваные ватные штаны, невзрачный мужичонка - рыбак, из соседствующей с прудом деревеньки. Видимо, из любопытства завернул к месту нашего сбора. Поинтересовался уловом, покурил, передохнул, напоследок попросил показать живцов.
Приятель "выудил" рукой из термофляги карася и показал пришельцу.
- Не, парни, не тот у вас живчик, худоват и прогонист, а в пруду караси пузатые и округлые, потому и щуки взяли мало. Я-то на свои три ивовые загогулины почти дюжину изловил. Хороший нонче жор был.
Он развязал и приоткрыл мокрый холщовый мешок - там копошились, не успевшие заледенеть, не в пример нашим крупные щуки.
- А карасика местного я с ранней осени заготавливаю и в одном из колодцев в садке сохраняю, потому, не в пример пришлым, всегда круг зимы при добыче, - изрек удачливый рыболов.
Что ни говори, а живец-то при ловле хищной рыбы лучше местный, обитающий в том же водоеме.
Юрий Демин, г. Воронеж