Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > А не взять ли нам лопатку...

А не взять ли нам лопатку...

211-12-1-1.jpgДля снега и не только

Мало ли чего откопать, прокопать, расчистить или стенку ветрозащитную соорудить... особенно если рыбалка с ночевой, да на берегу. Или дорогу для машины на занесенном участке прорыть.

Взять-то можно, но габаритный больно груз. И не факт, что пригодится. Хотя есть "лопата автомобилиста зимняя" с пластиковым съемным совком, с алюминиевой рабочей кромкой, с алюминиевым же черенком и поперечной пластиковой D-образной рукояткой. Весом всего 700 граммов. Длиной 970 мм (720 мм при снятом совке).

В багажник машины кинуть - без проблем, а вот в рюкзак уложить (или приторочить при пешем переходе) - уже торчит, однако. Хотя конструкция и допускает (даже напрашивается) на доработку. Чтоб в сложенном (транспортном) положении стала не длиннее трубы черенка (600 мм). Для этого надо просто совок и рукоятку снять и надеть на трубу задом наперед.

Для этого надо глухие отверстия в пластиковых деталях сделать сквозными. Прорезать (тоненькие, кстати) донца и чуть расширить эти места нагревом. В исходной конструкции рукоятка фиксируется шурупом-саморезом, лучше его убрать и заменить на скобочку (с отогнутыми чуть наружу концами и средней частью, выгнутой в сторону) из упругой проволоки (для нее просверлить вдоль трубы пару отверстий, мм на 3).

Черенок в средней части, конечно, надо теплоизолировать (имеющаяся тоненькая термоусадочная трубка и коротка, и бестолкова). Можно обмотать сначала "теплолентой" или иным пористым материалом, а поверх - изолентой.

Сей шанцевый инструмент лучше иметь в цельной сборке (в транспортном состоянии). Время приведения в рабочее - секунд 20. И еще. Сложенную лопату теперь можно поставить на ровную поверхность - стоит.

А если уж делать вещь серьезную (почти как лавинную у альпинистов-спасателей), то рабочую часть лучше выполнить из алюминиевого сплава, да и кнопочные фиксаторы поставить металлические, как у байдарочных весел (а, собственно, чем такая лопата отличается от весла? Что ей летом-то простаивать).

Кстати, для дел рыбацких (да и автомобильных) хорошо б эту лопату превращать иногда в пешню. Удобную, в меру длинную рукоять уже имеем. Снимаем совок, вставляем на его место "рубило" - лезвие пешни (если его перед тем изготовить). Труба рукояти для лезвия (или еще чего) может служить пеналом (а если торцы трубы снабдить пробками, то можно получить и плавучесть).

Сделать можно и крюк багорика. А, проделав в совке две-три пары дырок в стенках (для шнура крепления груза), можно его и как мини-санки использовать (и даже - не снимая рукоятки, а подвязав к ней петлю лямки с метр).

Вот и повысили коэффициент (возможного) использования инструмента. И собственную "живучесть".

Бюджетный, но верный

211-12-1-2.jpgДорога занимает изрядную, а то и большую долю времени и сил зимней рыбалки. К тому же содержит участки, где "Дакар" отдыхает. И средства всемерного повышения проходимости оказываются ой как востребованными. И первое тут - опять верная лопата. А вот с "верностью" - прочностью-надежностью - у магазинного инвентаря как-то не очень. Но можно себе помочь.

 

Берем или даже подбираем б/у на стройке обычную "железную" совковую лопату, внимательно смотрим, и становится ясно, что место соединения лопасти и куда черенок вставляется (как бы даже намеренно, не ради технологичности, а для повышения коммерческой оборачиваемости) ослаблено - гнется там легко и отламывается. Хлипкий потому инструмент, чуть не одноразовый. А нам это надо? И где на лесной, например, дороге взять еще одну лопату? Доведем до ума ЭТУ, до поездки, конечно.

Из стального листа такой же толщины, что и наша лопата-"заготовка" выкроим (вырубим зубилом) заплатку, которая, будучи приварена по задней (нижней) поверхности, закроет желоб, куда входит заточенный конец черенка, образуя сужающуюся трубу. То есть от места, где некое подобие трубы уже было, до сантиметров трех-четырех ниже задней кромки лопасти (совка).

Молотком придаем форму, варим, зачищаем, шпаклюем, красим. Черенок ставим покороче обычного. Затачиваем режущую кромку.

Убеждаемся, что получили такую жесткость, что не только снег (грязь) можно ею со всей дури разгребать, но и наледь долбить. А то и как снеговой якорь использовать, конечно, не для того, чтобы грузовик лебедкой в поле вытаскивать...

Сергей Медведев, г Йошкар-Ола

Фото автора