Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > А не написать ли письмо дедушке?

А не написать ли письмо дедушке?

Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны  

Никогда прежде не подводил итоги года, а ту вдруг захотелось. Причиной тому, скорее всего, стала ситуация, возникшая к концу года. Но все-таки по порядку. 


327-щука-зимой.jpg

Какие-то детали я, наверное, не вспомню и не буду проверять и перепроверять. Просто взгляд из сегодняшнего дня. Прошлая зима была зимой, и после новогодних праздников совсем не думалось о состоянии льда и о том, поехать ли на рыбалку. Садились в машину и ехали. Горбачи, которых все ждали в Сарсаз горах, ту зиму решили проигнорировать и попадались гораздо реже, чем раньше, и баловали в основном владельцев снегоходов и прочей расплодившейся на наших просторах техники. Водохранилище своими просторами делит рыбалку на моторизованную и пешую очень существенно. Стаи моторизованных рыболовов мечутся по льду и срывают куш то там, то тут. Пешему рыболову угнаться за ними невозможно, и результаты ловли существенно отличаются. 

Но в целом горбача было мало, и мы быстро свернули свои горбачевые выезды и сделали акцент на берша и щуку. По бершу тоже не все гладко. Он, конечно, ловился, но результаты опять же оставляли желать лучшего. Единственное, что следует отметить, мы впервые в том сезоне начали ловить берша на жерлицы, и в целом надо считать эксперимент удачным. Берш, как правило, находится в движении, и караулить его с одной-двумя удочками – не самое добычливое дело, а вот выставить жерлицы и тем самым расширить территорию поиска – это эффективнее. Конечно, бывают дни, когда берш стоит, и тогда его можно наловить и на удочку. Бывали эпизоды, когда он весь день ловился с одной лунки. Но все-таки именно в прошлом сезоне обнаружилась интересная деталь. Десяток жерлиц установлен на обширном участке, и все они замерли в ожидании нашествия. А потом вдруг одновременно загораются 3-4 флажка. И все это бывает весьма скоротечным. Через 10 минут снова наступает бесклевье. Это, несомненно, говорит о том, что большой косяк берша прошел под нами и не задержался надолго. Думаю, что в таком случае без жерлиц можно было этот косяк рыбы не заметить вообще. Стоит еще отметить, что в отличие от щуки, берш не рвет жерлицу в клочья, и полезно после таких набегов проверить и остальные жерлицы. Почти всегда 1-2 берша надежно сидят на крючках, не сорвав флажок. Щука попадалась регулярно, но уловы были не стабильны и не рекордны. 

Ближе к весне мы однажды попали на жор красноперки, и рыбалка была азартной и интересной. Ну, а последний лед был у нас заранее расписан по уклее. Но планы, как всегда, скорректировал кто-то, и в итоге уклеи было очень мало, и наши разочарования скрашивал подлещик. 

Весной мы уже традиционно ловили взабродку леща. Это было увлекательно и эффектно. В вейдерсах пробирались в непроходимое место и там почти без конкурентов ловили на фидерные снасти леща. Ловили традиционно для нас без кормушек и прикорма. Такая рыбалка очень азартна, но скоротечна. После нее планировалась крупная красноперка, а потом чехонь на матчевую снасть. Но свои коррективы внесли регулировщики уровня воды. Вода сначала была низкая, и заливные луга, где крупная красноперка ловилась ранее, оказались сухими. Зато городская коса, где всегда ловили леща на фидер, а я еще охотился за чехонью с матчем, оказалась под водой. В итоге ни красноперки, ни чехони в этом сезоне не случилось. 

С окончанием весеннего запрета мы решили освоить ловлю сома. Хотя вряд ли возможно отнестись к этому так легкомысленно. Но мы отнеслись. Поймав несколько сомиков с разбегу, мы довольно быстро охладели к сомам. Но какие-то навыки появились, появились и правильные снасти во главе с квоком. 

А мой вечный партнер научился даже играть на этом музыкальном инструменте. Но наши педагоги, скорее всего, были не традиционными сомятниками, а какой-то сектой. Ловили они сомов на квок, стоя на якоре, и этому обучали и нас. А вот профессионалы уклонились от обучения нас традиционному квоку. 

В то же время столкнулись мы и с нашим традиционным беспределом. Приехав в десятый раз за лещами, мы оставили машину на активно используемой рыболовами площадке, а через несколько дней узнали, что грубо что-то нарушили. Оказалось, что это территория какого-то заказника-заповедника. Традиционно никаких знаков или табличек нигде не было, потому как при их наличии никто нарушать не станет, а кому это надо? Заповедники эти придуманы вовсе не для охраны кого-то или чего-то, а для отжима денег у людей, не стремящихся что-то нарушить, а по неведению оказывающихся в этих “святых” местах. 

Потом акцент ловли на пару недель сместился на леща, и с разным успехом мы несколько раз съездили в популярное место. Как всегда все это сопровождалось множественными изобретениями, и чаще именно это приносило удовлетворение от рыбалки. Неравнозначными получились и выезды на голавля с ультралайтом. Голавль и язь попадались, но больше запомнилась рыбалка, когда мы нарвались на крупного окуня и наловили его на голавлиные воблеры много. 

Еще одной новинкой для нас оказалась ловля судака и берша в отвес на тюльку. В хорошо знакомом месте мы традиционно попробовали джиг и были разочарованы, а через пару дней там же по наводке попробовали ловить на тюльку и были ошарашены результатом. Рыба ловилась очень активно, вот только период этот был 1-2 часа, а потом клев прекращался. Все зависело от течения, а оно в свою очередь от работы плотин. Рыбалка захватила, и мы опробовали раннее утро, вечерние сумерки и разные дни недели. В итоге пришли все к тому же выводу. 1-2 часа – это рамки, за которыми рыбы нет. Это удручало. Ехать далеко, а рыбалка скоротечна. 

Ближе к осени решили поставить точку в нашем сазаньем сглазе. Твердо решили поймать сазана, хоть одного, хоть любого, но… Три наши выезда с ночевками и всеми прибабахами на место, показанное нам аборигеном, принесли кучу леща и синца, но ни одного сазана. Рыбалка была тяжелой. При первом выезде мы ловили с берега, и большая часть рыбы осталась на закоряженной бровке вместе с крючками и оснастками. Потом уже ловили там с лодки, но главного – сазана так и не дождались. В итоге остается только всенародно объявить себя чайником и надеяться на следующий сезон, хотя оптимизм тоже не бесконечен. Ситуация по традиционному спиннингу мало отличалась от прошлогодней. Поймать 50 щурят до килограмма было не сложно. Ловили и отпускали. Из приманок перепробовали все, и это все работало. Год назад в октябре мы ездили на Шешму, и это был щучий фестиваль. Эта осень виделась через призму прошлогодней Шешмы, но высокая вода отменила щучью осень, оставив нас в дураках. 

Но я сторонник теории, что все делается к лучшему, и в итоге мы нашли крупную щуку у себя под носом. То есть, на набережной города. И тоже размечтались. Я все больше задумываюсь о мечтах. Было бы неплохо исключить их из обихода и жить исключительно “сегодняшним днем”. Не успели мы представить себя добытчиками крокодилов, как вмешались злые синоптики, и пришел 7-бальный беспредел по нашей шкале. Ветер вырвался на свободу, и в итоге мы сначала просто выли, а потом пытались укрыться от него на малых речках. Не укрылись и не поймали. Это было полное и безоговорочное фиаско. У нас нагло и бесповоротно украли осень. Если бы мы тогда могли предположить, что украдут еще и зиму, я бы поверил, что страшные сны сбываются. 

Сегодня 15 декабря, а то, что на улице, я не могу назвать зимой. Лед, сугробы, оттепель. Опять лед, сугробы, оттепель. И опять… Лед вперемешку с полыньями. 15 декабря. В активе 5 щук. 0 бершей. Окуни и плотва. Без рекордов. Планы? Да какие тут планы? Нет, вру. Страшно признаться, но все планы какие-то летние. Ибо по календарю зима, а на улице ничего подобного. Второй раз прихожу к мысли написать письмо Дедушке Морозу и попросить у него зиму. 

“Здравствуй, Дедушка! Пишет тебе дедушка…”