600 секунд на поклевку
Плотву можно ловить на мормышку по-разному. Одновременно с тем, как я это понял, изменилось и мое отношение к этой рыбе. Так, если до этого я ставил ее в один ряд с ершом и окунем, то теперь плотва для меня ближе к лещу.
Замечал и еще одну закономерность: зимой плотва - рыба сумеречная, особенно, что касается наиболее крупных экземпляров. Перед тем как окончательно сгустятся сумерки, и кивок становится невозможно разглядеть, обязательно удается вытащить несколько мерных плотвиц, которые все-таки находят, в толще воды, мормышку с наживкой. Поэтому, если даже к вечеру клев стих, домой торопиться не стоит. Исключение составляют дни, когда к концу дня небо освобождается от облаков и начинает браться мороз. Тогда плотва, предчувствуя скорую и кардинальную перемену погоды, не проявляет привычной вечерней активности.
По мере того, как плотвы в моих уловах становилась больше, изменялся и сам подход к ужению этой рыбы на мормышку: способ ловли становился все более лещовым, то есть стационарным с непременным использованием прикормки. Всему виной - смена водоема. То водохранилище, где я ловил плотву раньше, было в своем роде уникальным. Никогда больше я ничего подобного не наблюдал.
Не зная толком всех премудростей ловли с использованием прикормки и тем более не прибегая к такому способу ужения, я, тем не менее, исправно набивал ящик мерной плотвицей. Достаточно было знать место, где рыба сосредоточена на протяжении всей зимы, - и дело сделано. Причем так повторялось из года в год.
Ловил я плотву на две удочки со дна, изредка подыгрывая мормышкой, если поклевки вдруг прекращались, что, впрочем, случалось не часто.
Также никакая другая рыба, за исключением лишь леща, не тяготеет ко дну, как плотва. Поклевки плотвиц со дна случаются гораздо чаще, чем ерша или окуня, это однозначно. Иногда складывается следующая ситуация: при опускании мормышки на дно и временном оставлении ее в таком в состоянии приманкой соблазняется плотва, но как только мормышка приходит в движение, на крючке оказывается в лучшем случае окунь, в худшем - ерш.
Все это я наблюдал на том самом уникальном плотвичном водохранилище, где для того чтобы наловить сотню, а то и две плотвиц, не требовалось никаких прикормок. Были попытки использовать в качестве средства для привлечения рыбы мотыля, но плотва на него не реагировала абсолютно никак. После того как я волей обстоятельств был лишен возможности посещать уже упомянутое выше водохранилище и ловить плотву без затрат на прикормку, пришлось осваивать кардинально новый подход к ужению этой рыбы.
Вообще, ловлю плотвы на прикормленных лунках можно охарактеризовать как "или пан, или пропал". Отнюдь не всегда плотвицы отзываются на вкусный и ароматный корм. Есть водоемы, где привлечь плотву прикормкой вообще невозможно. Приходится либо переключаться на ловлю другой рыбы, либо не зацикливаться на ловле только плотвы, а довольствоваться случайными экземплярами. К счастью, таких водоемов меньшинство. В основном это мало посещаемые деревенские озера, где пахучая прикормочная смесь для рыбы в такую диковинку, как мороженое для папуаса.
Большинство же водоемов - озер и водохранилищ, где водится плотва, - пригодно для использования прикормки. Отношение рыбы к ней может быть различным в течение сезона, в зависимости от участка водоема, но шансов привлечь рыбу очень много. Чтобы их было еще больше, выбирайте участки с глубиной более 2 м. Там, где будет мельче, прикормка работает хуже, уж не знаю почему.
Приехав на водоем и окончательно определившись с местом ловли, я поступаю следующим образом: сначала сверлю от 5 до 10 лунок, равноудаленных друг от друга, и, обходя их по очереди, опускаю кормушкой на дно нужное количество прикормки (обычно это столько, сколько можно назвать горстью). На всякий случай одну из лунок можно оставить неприкормленной. Это для того, чтобы при ожидании подхода плотвы половить пока окуньков. Нередко и в "чистой" лунке сразу же стоит плотва, и тогда даже начинаешь сомневаться в целесообразности прикармливания. Но эти сомнения необоснованы, так как в неприкормленной лунке рассчитывать на какую бы то ни было стабильность клева не приходится.
Итак, лунки закормлены, остается ждать. Долго ли? По моим прогнозам, от 10 минут до 10 часов. Такая разбежка объясняется нахождением или, наоборот, отсутствием рыбы вблизи места ловли. В отличие от лета, издалека плотву зимой не привлечешь, она должна быть где-то рядом. Ситуация порой складывается просто парадоксальная. Те самые минимальные 10 минут запомнились мне по одному теплому мартовскому дню, когда в двух прикормленных лунках плотва обозначилась уже именно через 600 секунд.
Буквально метрах в ста от данного места я закормил еще один участок, рассчитывая, что и там будет наблюдаться примерно то же. Ничего подобного! На протяжении всего светового дня на втором участке так и не показалось ни одной плотвы. До критической отметки в 10 часов оставалось еще время, но я уже просто не смог заставить себя возвращаться на откровенно пустые лунки. Но тогда у меня была альтернатива, так как уловистые лунки имелись. Если же не работают абсолютно все прикормленные лунки, то возвращаться на них стоит вплоть до темноты. Очень редко бывает, что даже к сумеркам плотва никак не даст о себе знать.
Самое обидное, что гарантировать хороший клев изменением состава прикормки удается не часто. В отличие от открытой воды, подо льдом плотва не так скрупулезно внимательна к запаху и составляющим прикормочной смеси. Банальные панировочные сухари с молотым "Геркулесом", ванилином и корицей работают иногда не хуже "Сенсаса". Я не утверждаю, что так есть всегда, но со мной почему-то подобное случается очень часто. Нужно ли докармливать в процессе ловли? С применением кормушки однозначно - нет, а вот бросать небольшие шары во время затухания очень активного клева не помешает.
Выбор наживок для ловли плотвы я ограничиваю мотылем, опарышем и репейником. Тесто не использую, сам не знаю почему. Хотя, видимо, потому, что оно предполагает наиболее пассивную ловлю, когда подыгрывания мормышкой никакого положительного результата не дают. Лучшей наживкой для плотвы считаю репейник. И безо всяких "бутербродов" - только личинки репейной моли, и все. Насаживаю на крючок обычно три-четыре штучки. Иногда, особенно по весне, неплохо работает опарыш, но эта наживка предполагает более активную игру приманки и ловлю на одну удочку.
Насадив репейник на крючок, опускаю приманку на дно. Удочку держу таким образом, чтобы кивок немного изгибался под тяжестью мормышки, но она при этом оставалось на дне. Держать в таком положении приманку можно не более 10 секунд - если плотва уже подошла, то она возьмет сразу. Если же нет, то начинаем плавно поднимать мормышку от дна, совершая ей незначительные колебания. Затем снова опускаем на дно, и так несколько раз.
В завершение можно пару раз сделать длительную проводку сантиметров на 50, затем сделать контрольное опускание на дно с десятисекундной выдержкой и можно переходить на следующую лунку. Конечно, я описал лишь общий принцип техники ловли, который применяю при облавливании лунок. Часто делаю разного рода отклонение от такой нормы, но все же хронология действий остается примерно такая.
Следующий этап наступает, когда найдена одна или несколько уловистых лунок, и вы в них уверены наверняка. Такое, впрочем, случается не всегда. Иногда можно целый день провести в непрерывных переходах от лунки к лунки. Но все же чаще некоторые из них работают лучше остальных, и здесь стоит задержаться подольше. В этом случае можно сделать рядом с рабочей лункой еще одну страховочную и засесть над ними. Обычно трех двухлуночных "рабочих мест" хватает вполне.
Понятно, что при использовании двух лунок и, соответственно, столько же удочек, приманка будет оставаться на дне дольше, чем при предварительном облавливании лунок. Но это нам и нужно, так как в любом случае поклевки чаще всего следуют именно со дна, о чем я уже и говорил в начале статьи.
Однако при донной ловле увеличивается вероятность и пустых поклевок. Причина их - в особенностях мормышки. Заметил, что холостых поклевок и сходов больше, когда крючок приманки имеет короткое цевье и небольшую ширину. Лично я пользуюсь двухмиллиметровыми так называемыми питерскими мормышками из вольфрама, выбирая приманки с более длинным крючком.
Цвет мормышки, на мой взгляд, хорош только обычный серебряный. Прочитанные в книгах и журналах рекомендации по перекраске приманок в различные цвета радуги себя никак не оправдали. На цветные мормышки обычно почему-то соблазнялся только ерш.
Рыбалка круглый год №1(135), 2008 г