home search site map
Практик

Смазываем спиннинговую катушку

20-62-1.jpg

Валерий Новосадов

В ожидании грядущего спиннингового сезона у нас есть время, которого катастрофически не хватает летом и осенью. Этим временем можно воспользоваться, чтобы провести технический осмотр, а при необходимости и техническое обслуживание наших снастей. Сегодняшний разговор мы посвятим техническому обслуживанию (далее - ТО) безынерционной катушки.

Прежде всего, постараемся ответить на несколько важных, на мой взгляд, вопросов: 1) нужно ли смазывать катушку? 2) если да, то как часто это надо делать? 3) какую смазку лучше при этом применять?

Считаю, что проводить ТО катушке нужно, а вот как часто? Давайте поговорим об этом поподробней, так как каждый рыболов проводит на водоеме разное количество времени, поэтому и нагрузки на катушки у каждого рыболова будут тоже разные.

Например, кто-то вполне может обходиться одним спиннинговым комплектом, да и рыбачит только по выходным дням и в хорошую погоду. Другой рыболов - также с одним спиннинговым комплектом, но рыбачит чуть ли не каждый день и при любой погоде. Согласитесь, насколько разные нагрузки испытывают их катушки.

Исходя из этого, часто приходится слышать, что у одного рыболова какая-то катушка работает лет пять - и все нормально, а у другого такая же катушка пришла в негодность за три года. Здесь если и обращать на это внимание, то ни в коем случае ни на то, сколько лет катушка пролежала в шкафу, а на то, сколько рыбалок было с данной снастью.

Конечно, сейчас спиннингисты стали четче понимать, что с одним комплектом (я имею в виду спиннинг-катушка) далеко не "уедешь", и у многих на разные способы ловли стали появляться и разные спиннинговые комплекты. А это уже ведет к распределению нагрузок на снасти, что в разы увеличивает их срок службы. При надлежащем ТО, разумеется.

Итак, есть простой способ, чтобы узнать, когда пришло время провести профилактику катушке. На фото 1 показаны две катушки без шпуль. Ось правой покрыта слоем грязного масла, которое проступает сюда из механизма катушки, - это указывает на необходимость ТО. Ось левой катушки говорит об обратном: масло в механизме еще чистое, поэтому в ТО она не нуждается.

1. 20-62-2-1.jpg

Разборку катушки проведем на примере DAIWA FORCE 3000 - фото 2. Рыбачу я этой катушкой с 2002 года, но при правильной эксплуатации и своевременном ТО такие механизмы работают довольно долго.

2. 20-62-2-2.jpg

Прежде чем начать разборку катушки, необходимо подготовить рабочее место. Желательно, чтобы поверхность стола была чистая, ровная и светлая. На светлой поверхности нам будут лучше видны все детали катушки. Заранее приготавливаем нужные инструменты и мягкую чистую ткань, которую не жалко будет потом выбросить. На фото 3 показаны необходимые нам для работы материалы и инструменты.

3. 20-62-2-3.jpg

Снимаем шпулю и отворачиваем от катушки ручку - фото 4 и фото 4а

4. 20-62-2-4.jpg

4а. 20-62-2-4а.jpg

Чтобы снять с оси втулку с регулировочными шайбами и подшипником, необходимо заостренной деревянной палочкой (я пользуюсь зубочистками) аккуратно снять стопорное резиновое колечко, можно не до конца. Затем, приподняв подшипник, этой же палочкой выдавить шплинт. Теперь весь этот узел в сборе можно снять с оси - фото 5 и фото 5а.

5. 20-62-2-5.jpg

5а. 20-62-2-5а.jpg

Снимаем ротор. Для этого отверткой отворачиваем стопорный болт - фото 6. Затем накидным или рожковым гаечным ключом отворачиваем гайку - фото 6а.

6. 20-62--2-6.jpg

6а. 20-62--2-6а.jpg

Ротор снят - фото 7.

7. 20-62--2-7.jpg

Отворачиваем три болта крышки игольчатого подшипника или стопора обратного хода или обгонной муфты (кому как больше нравится называть). Аккуратно вынимаем все детали данного узла и раскладываем их по порядку - фото 8. 

8. 20-62--2-8.jpg

Если у вас во время рыбалки в мороз были случаи отказа стопора обратного хода, это говорит об избытке масла в самом игольчатом подшипнике. Поэтому рекомендую ни при каких условиях этот подшипник не смазывать, а, наоборот, как можно тщательней протереть сухой мягкой тряпочкой его и втулку, которая в него вставляется, - фото 9 и 9а.

9.  20-62--2-9.jpg

Снимаем декоративную крышечку (пыльники) - фото10.

10. 20-62--2-9-10.jpg

Теперь откручиваем и снимаем крышку механизма - фото11 и 11а.

11.  20-62--2-9-11.jpg

11а. 20-62--2-9-11а.jpg

Прежде чем далее приступить к разборке, необходимо поставить метки на главную пару шестерней спиртовым маркером или чертилкой - фото 12. Делается это для того, чтобы во время сборки эти детали встали на прежнее место, так как при эксплуатации они прирабатываются друг к другу. В противном случае после сборки мы можем ощутить неприятный шелест внутри катушки.

12. 20-62--2-12.jpg

Вынимаем главную шестерню - фото 13.

13. 20-62--2-13.jpg

Слева с корпуса пинцетом снимаем стопор-скобку - фото 14.

14. 20-62--2-14.jpg

Также пинцетом вынимаем деталь, которая служит стопором и направляющей для каретки "червяка", - фото 15.

15.  20-62--2-15.jpg

Вывинчиваем отверткой болт, который крепит "каретку" "червяка" к оси катушки. И вынимаем "каретку" - фото 16 и 16а.

16. 20-62--2-16.jpg

16а. 20-62--2-16а.jpg

Вынимаем ось - фото 17.

17. 20-62--2-17.jpg

Теперь вынимаем другую шестерню от главной пары - фото 18.

18. 20-62--2-18.jpg

Вынимается "червяк" - фото 19.

19. 20-62--2-19.jpg

Можно вынуть и переключатель стопора обратного хода, но в этом нет особой необходимости.

Следующим шагом будет удаление старой смазки с деталей и из корпуса катушки. Для этого я применяю бензин для зажигалок, он меньше пахнет, чем, скажем, автомобильный, а это важно, так как профилактика происходит в домашних условиях. Детали моются в небольшой стеклянной емкости - фото 20.

20. 20-62--2-20.jpg

А чтобы вам не перепутать их, рекомендую переписать последовательность их размещения на столе, а еще проще - сфотографируйте, как они лежали. Тогда после мойки вы сможете положить их в соответствующем порядке - фото 21. С приходом опыта операции выполняются "на автомате".

21. 20-62--2-21.jpg

Корпус чистим заранее приготовленными палочками, обмотанными кусочками ткани - фото 22.

22. 20-62--2-22.jpg

Промыв и просушив детали и корпус, начинаем сборку катушки строго в обратной последовательности.

Вставляется на место "червяк", затем шестерня главной пары, в нее пропускаем ось, к которой прикручиваем болтом каретку "червяка". Ставим на место стопор каретки и фиксируем все стопором-скобой - фото 23.

23. 20-62--2-23.jpg

Теперь настало время поговорить о смазках. Сейчас в продаже можно встретить немало масел для смазки катушек, причем  разных фирм-изготовителей. Как правило, любая крупная фирма, которая изготавливает катушки для рыбалки, выпускает и масло для ТО этих катушек. Например, Abu Garcia, Daiwa, Shimano.

В последнее время я пользуюсь универсальными маслами фирмы SHIMANO. Универсальные они потому, что подходят для безынерционных и мультипликаторных катушек. Эти масла продаются в баллончиках и бывают двух видов. Первый баллончик (спрей) с красным колпачком наконечника называется GREASE и переводится как "мазь, смазка", то есть густая. Использую я ее для смазывания всех деталей катушки. Второй баллончик (спрей) имеет синий колпачок наконечника и называется OIL, что переводится как "масло, нефть", имеется в виду жидкое. Этим маслом я смазываю в основном шариковые подшипники катушки.

Теперь, когда мы разобрались с маслами и частично собрали катушку, начинаем смазывать ее детали, одновременно поворачивая рукой шестерню главной пары, для более равномерного распределения масла по деталям - фото 24. 

24. 20-62--2-24.jpg

Главную шестерню смазываем отдельно - фото 25. После чего и ее ставим на место, совместив предварительно наши метки. 

25. 20-62--2-25.jpg

Теперь закрываем корпус крышкой. И переходим к ротору, на котором крепится очень важная часть катушки, а именно: ролик на подшипнике лесоукладывателя, - фото 26. Данная часть требует к себе повышенного внимания, особенно если рыбалка проходит на водоемах с мутной водой. Наматываемая на шпулю леска всегда проходит через этот ролик. Подшипник внутри ролика "планомерно" засоряется. Поэтому при активной ловле подшипник в ролике лесоукладывателя необходимо смазывать чаще, чем саму катушку.

26.  20-62--2-26.jpg

Некоторые фирмы подшипник в ролике закрывают только с одной стороны. Делается это специально для удобства смазки - фото 27. А все остальные шариковые подшипники изготавливаются в закрытом варианте. И смазку в них закладывает производитель. Поэтому если они не доставляют нам неприятности, то смазывать их никакой необходимости нет.

27. 20-62--2-27.jpg

Если же подшипник требует смазки, то попробуйте сначала использовать жидкое масло - фото 28. Если эта процедура не помогла, то подшипник необходимо аккуратно вскрыть, промыть в бензине и закачать в него густой смазки. 

28. 20-62--2-28.jpg

Ниже ролика лесоукладывателя на роторе, под крышкой, находится пружина, надетая на шток, - фото 29. Данный узел выполняет функцию принудительного закрытия дужки. Смазывать данную деталь можно раз в несколько лет, и, если проблемы с дужкой у нас не возникают, то разбирать этот узел нет никакой необходимости. Но не будет хуже, если мы во время ТО смажем жидким маслом еще и шарниры дужки на роторе - фото 30. Ну вот, вроде и все.

29. 20-62--2-29.jpg

30. 20-62--2-29-30.jpg

В заключение скажу, что если ваша катушка во время рыбалки попала в воду или еще хуже - в прибрежный песок, то эксплуатацию ее нужно немедленно прекратить, а по приезду домой сделать внеочередное техническое обслуживание. Любой механизм будет работать хорошо только в том случае, если ему уделять должное внимание.






<<назад к содержанию журнала

Наше видео

ТУНДРА раздаёт подарки!

ТУНДРА раздаёт подарки!

Куча поклёвок и БОНУС в конце! Рыбалка на Кольском

obyv

Анонсы:

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ

№ 5 сентябрь-октябрь

prichal-winter-2019-270x90.gifбаннер на сайте нижегородский рыболов.gif270х90.gifветерок-снегоход

Авторизация

Регистрация

Забыли свой пароль?

Подписка