home search site map
Практик

На рыбалку с лодкой!

Алексей Трембицкий, г. Москва
Фото автора

Окончание. Начало в № 20 (298), 2014 г.

Автор описывает минимальный комплекс обустройства вашей надувной лодки, приобретенный на собственном опыте. Ведь лодка должна не только быть отличной на плаву, в ней должно все соответствовать удобству рыболова и ловле. Вот об этом и идет речь



Сегодня на рынке также есть компании, предлагающие установить на лодку купол (палатку, навес) из материала с высокой степенью прозрачности (полиэтилен). Для этого к лодке намертво приклеиваются накладки с гнездами для крепления палаточных дуг, а сам купол со встроенными дугами хранится отдельно и закрепляется непосредственно перед выходом на воду (это один из мобильных вариантов). Полезность и качественные характеристики данного изделия я пока не изучил, а подобной роскоши ни у кого из рыбаков не видел. Так что дать собственную оценку не могу. В теории такое укрытие должно спасать от дождя и ветра при ловле, когда нет нужды осуществлять взмах удилищем.

Разумеется, помимо всего вышеуказанного, рыболову-лодочнику следует иметь один или два якоря с веревками на мотовилах (фото 7). Тем, кто предпочитает возить якорь с собой, а не искать на берегу подходящие камни, могу посоветовать приобрести якорь, покрытый специальным пластичным покрытием: и для рук приятно, и предохраняет якорь от ржавчины, сохраняя его чистым в течение очень длительного срока.

300-6-7.jpg

Также стоит подумать об удлинителе румпельной ручки мотора, если на последней расположен переключатель газа (удлинитель позволяет управлять лодкой на расстоянии от мотора, то есть, например, сидя в центре лодки или ближе к носу).

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод: приобрести лодку в полном комплекте сразу практически невозможно! Многие предметы приходится докупать по мере возникновения в них необходимости, а дополнительные расходы на товары, не входящие в комплект, обойдутся в сумму, затраченную на приобретение «базы», то есть голой лодки, а то и более! И об этом лучше знать заранее!



Предупрежден, значит, защищен!

К сожалению, ни один из продавцов не расскажет о проблемах или некоторых малоприятных нюансах, которые могут произойти с продаваемой лодкой, и способах их ликвидации. Почему так происходит, остается только догадываться… Попробуем исправить этот пробел, дабы избежать нежелательных неожиданностей в дальнейшем.

Увы, почти все неполадки проявляются на водоеме. И нет ничего более обидного, чем, спустившись на воду, грести обратно и заниматься ремонтом. Мне «посчастливилось» испытать такое! Поэтому очень рекомендую со вниманием отнестись к нижеперечисленным внезапным «болячкам» наших надувных красавиц.


1. Элементарный прокол. Увы, никто не застрахован от случайностей. И даже аккуратный рыбак может случайно проткнуть лодку. Например, у меня прокол произошел краем твердой пластмассовой рукоятки от кофра, в котором хранятся удочки. Как это случилось - до сих пор понять не могу, но факт остается фактом. Мизерной дырочки оказалось достаточно, чтобы, так и не разобрав снастей, пришлось следовать в обратный путь. Будь у меня резиновая лодка, я, может быть, и мог бы временно заклеить прокол липкой заплаткой, пластырем или даже изолентой и продержаться часа три… Но ПВХ - гладкий и жесткий материал, и никакие липкие средства на нем не держались. Из отверстия размером с игольное ушко воздух выходил со зловещим свистом!

Заклеить такую «ранку» в домашних условиях  не составляет труда. В прилагаемом к лодке ремкомплекте есть клей и соответствующая ткань для заплаток (фото 8). Но прежде чем смазать поверхности клеем, их рекомендуется обезжирить. И вот здесь возникает вопрос: чем? По какой-то загадочной причине, маленького пузырька с ацетоном, без которого наносить клей нельзя, никто в ремкомплект не положил. И так в любом ремкомплекте! Поэтому, собирая лодку, возьмите с собой пузырек с ацетоном или 646 растворителем. В некоторых случаях склеиваемую поверхность можно обработать наждачной бумагой (шкуркой), но только шлифовальной и совсем чуть-чуть. 

300-6-8.jpg

Заплатка должна на 3-4 см превышать место прокола (пореза), лучше, если она будет овальной формы. Клей для ПВХ-материалов наносится в два этапа (на заплатку и на поврежденное место). Перед соединением намазанные клеем участки рекомендуется прогреть феном (лучше строительным, но можно и дамским). Однако в полевых условиях феном воспользоваться не получится, поэтому придется выдерживать такое время для нормальной склейки, которое указано в инструкции к клею. По возвращении домой поверх «полевой» заплатки можно сделать еще одну, большего диаметра - по всем правилам и не спеша.

Большие хлопоты представляют порезы  более 3-х см. Для их ремонта рекомендуется закрывать «пробоину» не только снаружи, но изнутри. То есть сначала приклеивают заплатку изнутри, а затем - снаружи. Большие порезы перед склейкой сшивают обыкновенной иглой с толстой нитью, чтобы стык в месте пореза не расходился.  


2. Поломка клапана. Как известно, лодки из ПВХ имеют клапаны, которые надежно держат воздух. Однако и они могут подвести. Например, на одном из веб-сайтов я нашел упоминание о том, что нередко при сборке или разборке лодки люди просто наступают на место, где находится клапан, и таким образом ломают его (если под этим клапаном еще и камушек на земле оказался, то точно клапан будет сломан). Я же совершил поломку, просто открывая заглушку. Краем заглушки (она же с таким замочком на конце…) задел столбик с пружинкой, которая держит механизм ниппеля, и отломал ее… 

Как бы там ни было (у каждого может быть своя история), клапан ремонту практически не поддается. Эта собранная цельным способом пластиковая деталь в случае порчи или поломки подлежит замене. И ничего в этом сложного нет, если бы не очередная «засада».

Итак, каждый клапан состоит из двух частей: стакана и вкладыша, в который встроен ниппельный механизм (фото 9). Поэтому чтобы поменять клапан, нужно отвернуть вкладыш от стакана и произвести замену. 

300-6-9.jpg

И тут нас ждет очередной сюрприз. Не в каждом ремкомплекте есть запасной клапан, и, что еще обиднее, не всегда в ремкомплекте присутствует ключ, без которого вывернуть вкладыш из стакана невозможно.

Поэтому эти запчасти, если они у вас отсутствуют, необходимо заблаговременно приобрести! Тем более что, к сожалению, разновидностей клапанов  много и найти клапан для конкретной модели лодки не так-то просто. Я столкнулся с тем, что клапаны к новым моделям лодок (даже известных фирм) продаются далеко не везде. Стоимость одного клапана с ключом может достигать  500 рублей, в зависимости от места продажи! 

Но и это еще не все! Поменять вкладыш  нетрудно: вывернули старый, новый обмазали по краям силиконовым герметиком, желательно бесцветным (из декоративных соображений), также обмазали место соединения на лодке и затянули потуже ключом, подождали ночь, чтобы схватилось, и все! Хотя нет, не все. Не забудьте приобрести заблаговременно тот самый герметик, желательно в небольшом тюбике, а то придется бежать на ближайший строительный рынок и покупать тубу с пистолетом!

Проблема возникает, когда ломается стакан. Извлечь поломанный стакан, если он сломан пополам, еще можно, он пройдет в отверстие (по кускам), но вот вставить новый - не получится. Отверстие нужно расширить. Для этого место вокруг отверстия разогревают феном. Ткань ПВХ становится мягкой и растягивается. В этот момент нужно вытащить старый стакан (если это не удалось сделать ранее) и вставить новый. Вскоре ткань остынет, и отверстие вернется к исходным размерам.

Вывод: для ремонта лодки ПВХ, помимо ацетона, наждака и герметика, нужно иметь электрофен!


3. Неисправность насоса. В комплект лодки входит насос, представляющий собой две пластины, соединенные в одном месте между собой свободной петлей. Между пластинами вставлена пружина и натянут так называемый мех  из ткани ПВХ. Конструкция весьма простая. Отличается от знакомого насоса-«лягушки» (полностью резиновой камеры, восстанавливающей исходное положение за счет упругих свойств резины) тем, что исполнена скверно. В данном случае я говорю о насосе, который имеется у меня! Но мне не удалось увидеть в продаже такой насос достойного качества (хотя поговаривают, что они бывают…), это в советские времена их нормально делали… Так что современный насос служит недолго. Раньше всего выходит из строя мех (быстро протирается в местах сгиба или вылетает из-под обжимного хомута), затем ломается внутренняя петля, нередко трескается или ломается одна из пластин, лопается на сгибе пластиковый шланг... Одним словом, многие насосы такого вида  недолговечны, хотя и стоят от 500 до 800 руб. Поэтому желательно иметь с собой запасной насос, причем, рассчитанный на высокое давление (в комплекте с лодкой, обычно идет не очень мощный насос). А еще лучше приобрести электрический насос, работающий от аккумулятора, который можно зарядить, в том числе и от автомобильного прикуривателя. Работать электронасосом легко и быстро! Стоимость электронасоса эконом-класса составляет около 2,5 тыс. руб. (все что дешевле, как говорят знатоки, совсем быстро выходит из строя).


4. Хитрости хранения. Увы, не все знают, но ткань ПВХ очень по вкусу грызунам, прежде всего мышам и крысам, поэтому хранить лодку из ПВХ желательно в местах, где подобные зверьки не встречаются. Также нежелательно менять место хранения лодки в помещении при отрицательной температуре. Случайная деформация при минусовой температуре приводит к трещинам, прежде всего в местах сгибов.


5. Лопасти весел. Идущие в комплекте весла, как правило, имеют узкие лопасти. Это касается практически всех надувных лодок (такая же печальная картина была и раньше). Грести такими веслами хорошо только там, где нет течения. Для речной воды, когда требуется двигаться против направления движения воды, лопасти должны быть (больше), чтобы за одно движение можно было ощутить перемещение (а то вместо этого человеку приходится как можно быстрее работать веслами, и при этом он практически стоит на месте). Исправить эту неприятность можно. На рынке, где торгуют рыболовными и лодочными аксессуарами, подобрать лопасть большего размера с нужным посадочным диаметром  нетрудно (фото 10). Цена безымянной (то есть неизвестного или малоизвестного производителя) пары пластиковых лопастей составит примерно 300-500 рублей. Бывают экземпляры и дороже. Можно подобрать и металлические лопасти: алюминиевые или дюралевые (но особого смысла в них нет).

300-6-10.jpg

Кстати, для весел желательно сшить отдельный транспортировочный чехол. Сделать это нетрудно, а удобство  большое. Есть весла с разборными трубками. Для многих такое решение очень по душе, поскольку данное весло можно убрать в рюкзак вместе с лодкой.


6. Лодочный рюкзак. Несмотря на то что многие надувные лодки сегодня продаются в довольно крепких рюкзаках и сумках, все они имеют ряд недочетов. Во-первых, лямки - без мягких накладок-наплечников! Человек, переносящий такой рюкзак, непременно увидит на своих плечах характерные следы (фактически синяки). Поэтому каждому, кому приходится носить тяжелую лодку на себе, очень рекомендую сшить широкие накладки в виде конвертика, в который можно вложить мягкую синтетическую пенку или несколько слоев мягкого строительного изолятора или что-то еще, чтобы зря себя не калечить. 

Конечно, если есть возможность, сшить рюкзак самому, то это лучше всего. В этом случае вы можете рассчитать его размеры и конструкцию (в том числе наличие определенного числа карманов), таким образом, чтобы вложить все необходимое в рюкзак и максимально разгрузить руки. Сегодня в специализированном магазине нетрудно купить соответствующую прочную ткань и необходимую фурнитуру. Покупка обойдется в сумму  не более 1000 руб. Приобретение готового рюкзака такого размера наверняка обойдется более 5000 руб., при этом обнаружить подходящую модель  почти не реально!


7. Оперативная мойка. Зачастую отмыть лодку на берегу от грязи и прилипшего песка непосредственно в водоеме проблематично. Приходится это делать на берегу. В этом случае прекрасным помощником окажется обыкновенный садовый опрыскиватель (стоимость  не более 300 руб.), позволяющий выпускать струю чистой воды под давлением (фото 11).

300-6-1.jpg



В заключение хотелось бы сказать, что, приобретая надувную лодку, нельзя ориентироваться только на ее базовую цену. Покупка дополнительных аксессуаров и запасных частей выльется в довольно ощутимую сумму, а их поиск может потребовать существенных временных затрат. Однако удовольствие от такой покупки того стоит, тем более что, выбирая лодку с умом и правильно ее эксплуатируя, вы сможете пользоваться ей многие годы.

Разумеется, перечислить в одной статье все нюансы, связанные с выбором и эксплуатацией надувных ПВХ-лодок, невозможно. Поэтому в будущем эта тема может быть продолжена всеми, для кого эти мобильные надувные помощницы стали неотъемлемыми спутницами при отдыхе и рыбалке на воде.



«МИНИ-ЛИКБЕЗ»

Банка - сидение, закрепляемое между двух бортов в лодке.

Киль - выступающая деталь днища лодки, проходящая от носа к корме, которая способствует лучшей управляемости при движении (особенно с мотором), а в ряде случаев повышающая устойчивость.

Корма - задняя часть лодки, на которую устанавливается транец.

Нос - передняя часть лодки.

Пайол - настил для выравнивания пола в лодке, в надувных лодках обычно используется складной пайол из водостойкой фанеры или анодированного алюминия, которые придают жесткость днищу.

Румпель - рулевой рычаг для управления движения лодкой, при использовании мотора (фактически румпель - это часть рулевого управления мотором), позволяет совершать повороты.

Транец - приспособление для крепления мотора.











<<назад к содержанию газеты

Наше видео

Ловля окуня и плотвы

Ловля окуня и плотвы

Ловля окуня и плотвы на Круглом озере на удочку.

лодка

Анонсы:

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ

4(69) июль-август

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД

№ 13 (387), 12 -25 июля

ГИФКА.gifprichal-2017-03-270x90.gif
270х90.gifэхолот-STRIKER.gif

Авторизация

Регистрация

Забыли свой пароль?

Подписка